Мишель Синягин

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Михаил Синягин родился в 1887 году. На импе­ри­а­ли­сти­че­скую войну он не попал из-за ущем­ления грыжи. Он попи­сы­вает стишки в духе симво­ли­стов, дека­дент­ствует и эстет­ствует, прогу­ли­ваясь с цветком в петлице и стеком в руке. Он живет под Псковом, в имении «Зати­шье», в обще­стве матери и тетки. Имение вскоре отби­рают, посколь­ку начи­на­ется рево­люция, но небольшой дом у Мишеля, его матери и тетки все же оста­ется.

Здесь, в Пскове, в 1919 г. он знако­мится с Симочкой М., отец кото­рой за два года до того умер, оставив на руках у матери, энер­гичной рябой вдовушки, шестерых дочерей. Симочка вскоре забе­ре­ме­нела от Мишеля (преда­вав­ше­гося с ней, каза­лось бы, таким невинным заняти­ям, как чтение стихов и бегание взапуски по лесу), и мать ее наве­стила Мишеля вечером, требуя жениться на ее дочери. Симагин отка­зался, и вдова вспрыг­нула на подоконник, угрожая поэту само­убий­ством. Вы­нужденный согла­ситься, Мишель в ту же ночь пережил тяжелый нерв­ный припадок. Его мать и тетка в слезах запи­сы­вали его распо­ря­жения отно­си­тельно «Лепестков и неза­будок» и прочего лите­ра­тур­ного насле­дия. Однако уже наутро он был вполне здоров и, получив от Симочки записку с мольбой о свидании, пошел к ней.

Симочка просила у него прощения за пове­дение матери, и они поже­ни­лись без каких-либо возра­жений со стороны Мишеля и его родни. Но тетка была все же недо­вольна поспеш­но­стью и вынужден­ностью брака. Мать Мишеля, тихая, неза­метная женщина, умерла, а тетка, энер­гичная и наде­ю­щаяся на скорое возвра­щение имения и вооб­ще старых времен, решает ехать в Петер­бург. Петер­бург, пого­ва­ри­вают в народе, скоро должен отойти к Финляндии или вообще стать вольным городом в составе какого-нибудь госу­дар­ства Северной Европы. В дороге тетку грабят, о чем она сооб­щает Мишелю письмом.

Тем временем Мишель стано­вится отцом. Это его на короткое время зани­мает, но вскоре он пере­стает инте­ре­со­ваться семьей и реша­ет уехать к тетке в Петер­бург. Та встре­чает его без особого энту­зи­азма, ибо в нахлеб­никах не нужда­ется. Не думая возвра­титься к безза­ветно влюб­ленной в него Симочке, пишущей ему письма без всякой надежды на ответ, Синягин устра­и­ва­ется на скромную канце­ляр­скую долж­ность в Петер­бурге, забра­сы­вает стихи и знако­мится с молодой и красивой дамочкой, которую паро­дийно зовут Изабеллой Ефре­мовной.

Изабелла Ефре­мовна создана «для изящной жизни». Она мечтает уехать вместе с Синя­гиным, перейти с ним персид­скую границу и потом бежать в Европу. Она играет на гитаре, поет романсы, тратит деньги Мишеля, а тот все небрежней испол­няет свои служебные обя­занности, к которым питает глубокое отвра­щение. Но он ни к чему толком не способен, суще­ствует на нищен­ское жало­ванье и подачки тетки. Вскоре его выго­няют с работы, тетка отка­зы­ва­ется его содер­жать, и Изабелла Ефре­мовна соби­ра­ется его бросить. Но тут прихо­дит спасение: тетка теряет рассудок, ее увозят в сума­сшедший дом, и Синягин начи­нает прожи­вать ее имуще­ство.

Так продол­жа­ется около года, и тетка все глубже погру­жа­ется в безумие, но вдруг ее привозят домой выздо­ро­вевшую. Мишель стара­ется не пустить ее в ее комнату, чтобы она не увидела картины пол­ного разо­рения, которое он учинил там. Тетка, однако, прони­кает к себе в комнату и при виде опусто­шения (ибо Мишель успел прожить с Изабеллой Ефре­мовной почти все) окон­ча­тельно подви­ну­лась умом.

Изабелла Ефре­мовна все равно вскоре бросила Мишеля, поскольку денег у него не оста­лось, а служить он не умел и не хотел. Так он начал просить мило­стыню, не чувствуя всей глубины своего падения, ибо «милли­онер не сознает, что он милли­онер, и крыса не сознает, что она крыса». Прося мило­стыню (страх такого конца, как и образ нищего, всегда пресле­довал Зощенко), Синягин неплохо живет и даже позво­ляет себе нормально питаться. Для придания себе «интел­лигент­ного вида» он неиз­менно носит с собой пару­си­новый порт­фель.

Но сорока двух лет от роду он вдруг пони­мает весь ужас своей жизни и решает вернуться в Псков, к жене, о которой он шесть лет не вспо­минал.

Жена его, думая, что он пропал в Петро­граде, давно вышла замуж за другого, началь­ника треста, пожи­лого и блед­ного мужчину. Увидев опустив­ше­гося, гряз­ного, голод­ного Мишеля, который со слезами от­крывает родную калитку, жена приня­лась рыдать и ломать руки, а ее второй муж решил принять в Мишеле участие. Его кормят сытным обедом, а впослед­ствии находят ему место в управ­лении коопе­рати­вов, где он и рабо­тает в последние месяцы своей жизни.

А потом он умирает от воспа­ления легких «на руках у своих дру­зей и благо­де­телей» — первой жены и ее второго мужа. Могила его убира­ется живыми цветами. Этой ирони­че­ской фразой автор закан­чивает свою повесть о падении интел­ли­гента.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.452 ms