Миссис Дэллоуэй

Краткое содержание рассказа
Читается за 9 минут(ы)

Действие романа разво­ра­чи­ва­ется в Лондоне, в среде англий­ской аристо­кратии, в 1923 г., и по времени зани­мает всего один день. Наряду с реально проис­хо­дя­щими собы­тиями чита­тель знако­мится и с прошлым героев, благо­даря «потоку сознания».

Кларисса Дэллоуэй, пяти­де­ся­ти­летняя свет­ская дама, жена Ричарда Дэллоуэя, члена парла­мента, с самого утра гото­вится к пред­сто­я­щему вечером в её доме приему, на который должны пожа­ло­вать все сливки англий­ского высшего обще­ства. Она выходит из дому и направ­ля­ется в цветочный магазин, насла­ждаясь свеже­стью июнь­ского утра. По дороге она встре­чает Хью Уитбреда, знако­мого ей с детства, теперь зани­ма­ю­щего высокий хозяй­ственный пост в королев­ском дворце. Её, как всегда, пора­жает его чересчур элегантный и ухоженный вид. Хью всегда чуть-чуть подавлял её; рядом с ним она чувствует себя, как школь­ница. В памяти Клариссы Дэллоуэй всплы­вают события её далекой юности, когда она жила в Бортоне, и Питер Уолш, влюб­ленный в нее, всегда бесился при виде Хью и уверял, что у него нет ни сердца, ни мозгов, а есть одни лишь манеры. Тогда она не вышла замуж за Питера из-за его слишком придир­чи­вого харак­тера, но теперь нет-нет да и поду­мает, что бы сказал Питер, если бы был рядом. Кларисса чувствует себя беско­нечно юной, но одновре­менно и невы­ра­зимо древней.

Она заходит в цветочный магазин и подби­рает букет. На улице слышен звук, похожий на выстрел. Это вреза­лась в тротуар машина одного из «сверх­зна­чи­тельных» лиц королев­ства — принца Уэль­ского, королевы, может быть, и премьер мини­стра. При этой сцене присут­ствует Септимус Уоррен-Смит, молодой человек лет трид­цати, бледный, в обтре­панном паль­теце и с такой тревогой в карих глазах, что, кто на него ни взглянет, сразу трево­жится тоже. Он прогу­ли­ва­ется вместе со своей женой Лукре­цией, которую пять лет назад привез из Италии. Неза­долго до этого он сказал ей, что покончит с собой. Она боится, как бы люди не услы­шали его слов, и пыта­ется поскорее увести его с мостовой. С ним часто случа­ются нервные припадки, у него возни­кают галлю­ци­нации, ему кажется, что перед ним появ­ля­ются мерт­вецы, и тогда он разго­ва­ри­вает сам с собой. Лукреция больше не может этого вынести. Она доса­дует на доктора Доума, уверя­ю­щего: с её мужем все в порядке, абсо­лютно ничего серьез­ного. Ей жаль себя. Тут, в Лондоне, она совсем одна, вдали от своей семьи, сестер, которые по-преж­нему в Милане сидят в уютной комнатке и мастерят соло­менные шляпки, как делала и она до свадьбы. А теперь некому её защи­тить. Муж её больше не любит. Но она никому и никогда не скажет, будто бы он сума­сшедший.

Миссис Дэллоуэй с цветами входит в свой дом, где давно уже суетятся слуги, подго­тав­ливая его к вечер­нему приему. Около теле­фона она видит записку, из которой явствует, что звонила леди Брутн и желала узнать, будет ли мистер Дэллоуэй сегодня завтра­кать с нею. Леди Брутн, эта влия­тельная вели­ко­свет­ская дама, её, Клариссу, не пригла­сила. Кларисса, чья голова полна неве­селых дум о муже и о собственной жизни, подни­ма­ется к себе в спальню. Она вспо­ми­нает свою моло­дость: Бортон, где жила с отцом, свою подругу Салли Сетон, красивую, живую и непо­сред­ственную девушку, Питера Уолша. Она достает из шкафа зеленое вечернее платье, которое соби­ра­ется надеть вечером и которое надо почи­нить, потому что оно лопнуло по шву. Кларисса прини­ма­ется за шитье.

Вдруг с улицы, в дверь, разда­ется звонок. Питер Уолш, теперь пяти­де­ся­ти­двух­летний мужчина, только что вернув­шийся из Индии в Англию, где не был уже пять лет, взле­тает по лест­нице к миссис Дэллоуэй. Он расспра­ши­вает свою старую подругу о её жизни, о семье, а про себя сооб­щает, что приехал в Лондон в связи со своим разводом, так как снова влюблен и хочет второй раз жениться. У него сохра­ни­лась привычка при разго­воре играть своим старым ножом с роговой ручкой, который он в данный момент сжимает в кулаке. От этого Кларисса, как и прежде, чувствует себя с ним несе­рьезной, пустой бала­болкой. И вдруг Питер, сраженный неуло­ви­мыми силами, ударя­ется в слезы. Кларисса успо­ка­и­вает его, целует его руку, треплет по коленке. Ей с ним удиви­тельно хорошо и легко. А в голове мель­кает мысль, что, если бы она вышла за него замуж, эта радость могла бы всегда быть с ней. Перед уходом Питера в комнату к матери входит её дочь Элизабет, темно­во­лосая девушка семна­дцати лет. Кларисса пригла­шает Питера на свой прием.

Питер идет по Лондону и удив­ля­ется, как же быстро изме­нился город и его жители за то время, пока его не было в Англии. В парке на скамейке он засы­пает, и ему снится Бортон, то, как Дэллоуэй стал ухажи­вать за Клариссой и она отка­за­лась выйти замуж за Питера, как он страдал после этого. Проснув­шись, Питер идет дальше и видит Септи­муса и Лукрецию Смит, которую муж доводит до отча­яния своими вечными присту­пами. Они направ­ля­ются на осмотр к извест­ному доктору сэру Уильяму Брэдшоу. Нервный срыв, пере­росший в болезнь, впервые возник у Септи­муса ещё в Италии, когда в конце войны, на которую он ушел добро­вольцем, погиб Эванс, его товарищ по оружию и друг.

Доктор Брэдшоу заяв­ляет о необ­хо­ди­мости поме­стить Септи­муса в лечеб­ницу для душев­но­больных, согласно закону, ибо молодой человек грозил покон­чить с собой. Лукреция в отча­янии.

За завтраком леди Брутн между прочим сооб­щает Ричарду Дэллоуэю и Хью Уитбреду, которых она пригла­сила к себе по важному делу, что Питер Уолш недавно вернулся в Лондон. В связи с этим Ричарда Дэллоуэя по дороге домой охва­ты­вает желание купить Клариссе что-то очень красивое. Его взвол­но­вало воспо­ми­нание о Питере, о моло­дости. Он поку­пает прекрасный букет из красных и белых роз и хочет, как только войдет в дом, сказать жене, что любит её. Однако решиться на это ему не хватает духу. Но Кларисса и так счаст­лива. Букет говорит сам за себя, да ещё и Питер наве­стил её. Чего ещё желать?

В это время её дочь Элизабет у себя в комнате зани­ма­ется исто­рией со своей препо­да­ва­тель­ницей, давно ставшей ей подругой, крайне несим­па­тичной и завист­ливой мисс Килман. Кларисса нена­видит эту особу за то, что та отни­мает у нее дочь. Будто бы эта грузная, безоб­разная, пошлая, без доброты и мило­сердия женщина знает смысл жизни. После занятий Элизабет и мисс Килман идут в магазин, где препо­да­ва­тель­ница поку­пает какую-то нево­об­ра­зимую нижнюю юбку, объеда­ется за счет Элизабет пирож­ными и, как всегда, жалу­ется на свою горькую судьбу, на то, что никому не нужна. Элизабет еле выры­ва­ется из душной атмо­сферы мага­зина и обще­ства навяз­чивой мисс Килман.

В это время Лукреция Смит сидит у себя в квар­тире вместе с Септи­мусом и мастерит шляпку для одной своей знакомой. Её муж, опять нена­долго став прежним, каким был в пору влюб­лен­ности, помо­гает ей сове­тами. Шляпка выходит забавная. Им весело. Они безза­ботно смеются. В дверь звонят. Это доктор Доум. Лукреция спус­ка­ется вниз, чтобы побе­се­до­вать с ним и не пускать его к Септи­мусу, который боится доктора. Доум пыта­ется оттес­нить девушку от двери и пройти наверх. Септимус в панике; его захле­сты­вает ужас, он выбра­сы­ва­ется из окна и разби­ва­ется насмерть.

К Дэллоуэям начи­нают подъ­ез­жать гости, почтенные господа и леди. Кларисса встре­чает их, стоя на верху лест­ницы. Она прекрасно умеет устра­и­вать приемы и держаться на людях. Зал быстро запол­ня­ется народом. Нена­долго заез­жает даже премьер-министр. Однако Кларисса слишком волну­ется, она чувствует, как поста­рела; прием, гости больше не достав­ляют ей прежней радости. Когда она прово­жает взглядом уезжа­ю­щего премьер-мини­стра, то напо­ми­нает сама себе Килманшу, Килманшу — врага. Она её нена­видит. Она её любит. Чело­веку нужны враги, не друзья. Друзья найдут её, когда захотят. Она к их услугам.

С большим опоз­да­нием приез­жает чета Брэдшоу. Доктор расска­зы­вает о само­убий­стве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, что в несча­стье не захо­тела бы попасться ему на глаза.

Приез­жает Питер и подруга юности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабри­кантом и имеет пятерых взрослых сыновей. Она не виде­лась с Клариссой чуть ли не с юности и заехала к ней, лишь случайно оказав­шись в Лондоне.

Питер долго сидит в ожидании, когда же Кларисса улучит минутку и подойдет к нему. Он ощущает в себе страх и блажен­ство. Он не может понять, что повер­гает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он про себя.

И он видит её.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.148 ms