Тетка Егориха

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Действие повести проис­ходит в 1928 г. Повест­во­вание ведется от первого лица; рассказчик вспо­ми­нает свое детство много лет спустя. Деся­ти­летний Санька — сирота: отец погиб на граж­дан­ской войне, мать умерла от тифа. Он живет в деревне Камы­шинке с теткой Егорихой и дядей Иваном. Тетка Егориха, Татьяна Егоровна, — не родная ему тетка, но они очень любят друг друга, и нравится им одно и то же: шептаться по ночам, расска­зывая друг другу дневные новости; хлебать борщ из миски, напол­ненной до самых краев, — иначе неве­село есть; они любят, чтобы все инте­ресное, что случа­ется в Камы­шинке, длилось подольше, и не любят одно­дневных празд­ников; любят гулянья, гармошку, хоро­воды. Дядя Иван, по-улич­ному — Царь, Саньке дово­дится родным дядей, он — брат его покойной матери, однако он — не работник, он — «шало­путный, чокнутый», и поэтому они, наверное, самые бедные в селе. Теперь Санька пони­мает, что тетка и Царь были мужем и женой, однако тогда это ему не прихо­дило в голову, и если б он знал об этом тогда, он, наверное, ушел бы из Камы­шинки, потому что такая — Царева — тетка стала бы ему чужой.

Максим Евгра­фович Мотякин, по-улич­ному — Момич, сосед Саньки, тетки и Царя, помо­гает им выжить: приносит то муки, то окорок, то меду; весной вспа­хи­вает им огород. Момич вдов, у него взрослая дочь Настя. Дядя Иван не любит Момича, и Санька заме­чает, что шало­пут­ни­чает он только тогда, когда рядом Момич: тогда он снимает портки и, обратив к тетке оголенный зад, громко и быстро кричит: «Дяк-дяк-дяк!»

У Момича сгорела клуня (сарай), которую тайком поджег Царь, рассер­див­шись в очередной раз на тетку. Момичу поту­шить клуню не удается, и новую клуню строят они вдвоем с Санькой. С верху новой клуни Момич пока­зы­вает Саньке мир, окру­жа­ющий Камы­шинку: поля с кустар­ни­ками подлесков, луга и болота, а дальше, на западе, — нескон­ча­емая зубчатая стена леса, которую вместе с небом, обла­ками и дующими оттуда ветрами Момич назы­вает странным словом — Брян­щина. В это лето у Саньки с пяти­де­ся­ти­летним Момичом завя­зы­ва­ется дружба.

Тетку Егориху вызы­вают в сель­совет, и, вернув­шись оттуда, она расска­зы­вает Саньке, что её выбрали деле­гаткой от всей Камы­шинки и завтра на сель­со­вет­ской бричке повезут в Лугань. В Лугани ей пред­ла­гают пере­ехать жить в коммуну: «Все, Сань, под духовые трубы, и ложиться, и вста­вать, и завтра­кать, и обедать», — расска­зы­вает тетка. На другой день за ними приез­жает телега, и в последний момент они решают взять с собой Царя: «Что он тут один будет сыче­вать?»

Жизнь в коммуне оказы­ва­ется не такой заме­ча­тельной, как она пред­став­ля­лась Саньке с теткой. На первом этаже двух­этаж­ного барского дома в большом зале, разго­ро­женном двумя рядами мраморных колонн, стоят койки: справа спят женщины, слева — мужчины, всего девят­на­дцать человек. Тетку назна­чают поваром, и она с утра до вечера варит горох — един­ственную пишу комму­наров. Через неко­торое время, устав от голодной комму­нар­ской жизни, Санька пред­ла­гает тетке вернуться в Камы­шинку, но тетка считает, что возвра­щаться стыдно. Однако через несколько дней в коммуне появ­ля­ется Момич, и Санька с теткой, оставив в бывшем барском доме приве­зенный ими сундук со своим немуд­рящим добром, тайком уезжают из коммуны на Моми­чевой телеге. А через несколько дней возвра­ща­ется домой и Царь.

На четвертый день масле­ницы камы­шин­ские бабы отправ­ля­ются к церкви, с которой нака­нуне сняли крест и на его место поста­вили красный флаг. Бабы кричат и галдят: они хотят, чтобы крест вернули на место, и вдруг Санька, который тоже прибежал на площадь, видит, что от сель­со­вета прямо на баб мчится всадник — это мили­ци­онер Голуб, про кото­рого говорят, что он никогда не бывает трезвым. Бабы броса­ются врас­сыпную, и только тетка оста­ется стоять посреди площади, подняв руки к морде голу­бов­ского коня; конь встает на дыбы, вдруг разда­ется выстрел, тетка падает. Санька с криком «Голуб тетку убил!» вбегает в дом к Момичу, они вдвоем бегут на площадь, и рыда­ющий Момич несет на вытя­нутых руках тело тетки.

На другой день Момич с Санькой идут на клад­бище и выби­рают место для могилы — под един­ственным на все клад­бище деревом. Санька с Царем, сидя в санях по обеим сторонам гроба, едут на клад­бище, Момич всю дорогу идет пешком. Возвра­тив­шись с похорон, Санька прячет в сундук все теткины вещи и все вещи, с теткой связанные. Живя вдвоем с Царем, они не метут пол, не выносят помоев, и хата быстро парши­веет.

Под окном Моми­чевой хаты висит рушник и стоит блюдо с водой: теткина душа шесть недель будет тут летать, и надо, чтобы ей было чем умываться и утираться. Момич каждый день куда-то ездит, возвра­ща­ется поздно. Потом Санька узнал, что Момич искал в Лугани управы на Голуба, однако Голуб ему сам повстре­чался. Однажды, взглянув в окно, Санька видит во дворе подводу и конных мили­ци­о­неров. Когда Момича забрали, в Камы­шинке было много слухов про его встречу с Голубом, но о чем они гово­рили, не знал никто. Только Голуб появился в Лугани поздно ночью связанным, а наган и саблю ею, разло­манные на кусочки, мили­ци­о­неры нашли потом в Кобы­льем логу.

Насту­пает лето. Царь болеет. Есть в доме совсем нечего, огороды стоят непа­ханые. Санька ходит по ночам на другой конец деревни воро­вать лук, и они с Царем едят его, макая в соль. Однажды, вернув­шись с очередной порцией лука, Санька еще на крыльце слышит оцепе­нелую тишину в доме. Выложив в чулане из-за пазухи лук, он выходит из дома и, дождав­шись на выгоне восхода солнца, уходит прочь из Камы­шинки.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.259 ms