Простодушный

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Июль­ским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогу­ли­вался с сестрой по берегу моря в своем маленьком прио­рате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчез­нувших там навеки. В этот момент в бухту прича­ли­вает судно и выса­жи­вает на берег моло­дого чело­века в одежде индейца, который пред­став­ля­ется Просто­душным, поскольку так назы­вали его друзья-англи­чане за искрен­ность и неиз­менную чест­ность. Он пора­жает почтен­ного приора учти­во­стью и здра­во­мыс­лием, и его пригла­шают на ужин в дом, где Просто­душ­ного пред­став­ляют мест­ному обще­ству. На следу­ющий день, желая отбла­го­да­рить своих хозяев за госте­при­им­ство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке порт­ре­тики неиз­вестных ему людей, в которых приор с волне­нием узнает сгинувших в Канаде брата-капи­тана и его жену. Просто­душный не знал своих роди­телей, и его воспи­тали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тетушку, юноша посе­ля­ется в их доме.

Первым делом добрый приор и его соседи решают окре­стить Просто­душ­ного. Но сперва надобно было просве­тить его, так как нельзя обра­тить в новую религию взрос­лого чело­века без его ведома. Просто­душный читает Библию, и благо­даря природной понят­ли­вости, а также тому, что его детство не было обре­ме­нено пустя­ками и неле­по­стями, его мозги воспри­ни­мали все пред­меты в неис­ка­женном виде. Крестной матерью, согласно желанию Просто­душ­ного, была пригла­шена очаро­ва­тельная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таин­ство неожи­данно оказа­лось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персо­нажей Библии. Неис­пор­ченный услов­но­стями, он отка­зы­вался признать, что мода на крещение могла изме­ниться. С помощью прелестной Сент-Ив Просто­душ­ного все же удалось угово­рить креститься в купели. В нежной беседе, после­до­вавшей за креще­нием, Просто­душный и м-ль де Сент-Ив призна­ются во взаимной любви, и юноша решает немед­ленно жениться. Благо­нравной девице пришлось объяс­нить, что правила требуют разре­шения на брак их родствен­ников, и Просто­душный счел это очередной неле­по­стью: почему счастье его жизни должно зави­сеть от его тетушки. Но почтенный приор объявил племян­нику, что по боже­ским и людским законам жениться на крестной матери — страшный грех. Просто­душный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четы­реста лье и гово­рящий на чужом языке, должен позво­лить ему жениться на любимой девушке. Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попро­бовал осуще­ствить, вломив­шись в её комнату и ссылаясь при этом на её обещание и свое есте­ственное право. Ему стали дока­зы­вать, что, не будь между людьми дого­ворных отно­шений, есте­ственное право обра­ща­лось бы в есте­ственный разбой. Нужны нота­риусы, священ­ники, свиде­тели, дого­воры. Просто­душный возра­жает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предо­сто­рож­ности. Его успо­ка­и­вают, сказав, что законы приду­мали как раз честные и просве­щенные люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчи­няться, чтобы пода­вать пример порочным. В это время родствен­ники Сент-Ив решают спря­тать её в мона­стыре, чтобы выдать замуж за нелю­би­мого чело­века, от чего Просто­душный приходит в отча­яние и ярость.

В мрачном унынии Просто­душный бродит по берегу, когда вдруг видит отсту­па­ющий в панике отряд фран­цузов. Оказа­лось, что англий­ская эскадра веро­ломно выса­ди­лась и соби­ра­ется напасть на городок. Он доблестно броса­ется на англичан, ранит адми­рала и вооду­шев­ляет фран­цуз­ских солдат на победу. Городок был спасен, а Просто­душный прославлен. В упоении битвой он решает взять штурмом мона­стырь и вызво­лить свою невесту. От этого его удер­жи­вают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там полу­чить возна­граж­дение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет поме­шать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.

Путь Просто­душ­ного в Версаль лежит через маленький городок проте­стантов, которые только что лиши­лись всех прав после отмены Нант­ского эдикта и насильно обра­ща­лись в като­ли­че­ство. Жители со слезами поки­дают город, и Просто­душный пробует понять причину их несча­стий: почему великий король идет на поводу у папы и лишает себя в угоду Вати­кану шестисот тысяч верных граждан. Просто­душный убежден, что виной всему козни иезу­итов и недо­стойных совет­ников, окру­живших короля. Как бы иначе он мог пота­кать папе, своему откры­тому врагу? Просто­душный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не после­до­вать ей. К его несча­стью, за столом во время беседы присут­ствовал пере­одетый иезуит, состо­явший сыщиком при духов­нике короля, отце Лашез, главном гони­теле бедных проте­стантов. Сыщик настрочил письмо, и Просто­душный прибыл в Версаль почти одновре­менно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, расска­зать ему о своих заслугах, полу­чить разре­шение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на поло­жение гуге­нотов. Но с трудом удается Просто­душ­ному добиться приема у одного придвор­ного чинов­ника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейте­нанта. Юноша возмущен, что он еще должен платить за право риско­вать жизнью и сражаться, и обещает пожа­ло­ваться на глупого чинов­ника королю. Чиновник же решает, что Просто­душный не в своем уме, и не придает значения его словам. В этот день отец Лашез полу­чает письма от своего сыщика и родствен­ников м-ль Сент-Ив, где Просто­душный назван опасным смутьяном, подго­ва­ри­вавшим жечь мона­стыри и красть девушек. Ночью солдаты напа­дают на спящего юношу и, несмотря на его сопро­тив­ление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заклю­чен­ному фило­софу-янсе­нисту.

Добрейший отец Гордон, принесший впослед­ствии нашему герою столько света и утешения, был заключен без суда за отказ призна­вать папу неогра­ни­ченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у моло­дого — большая охота к приоб­ре­тению знаний. Их беседы стано­вятся все поучи­тельнее и зани­ма­тельнее, при этом наив­ность и здравый смысл Просто­душ­ного ставят в тупик старого фило­софа. Он читает исто­ри­че­ские книги, и история пред­став­ля­ется ему сплошной цепью преступ­лений и несча­стий. Прочитав «Поиски истины» Маль­бранша, он решает, что все сущее — коле­сики огром­ного меха­низма, душа кото­рого Бог. Бог был причиной как греха, так и благо­дати. ум моло­дого чело­века укреп­ля­ется, он овла­де­вает мате­ма­тикой, физикой, геомет­рией и на каждом шагу выска­зы­вает сооб­ра­зи­тель­ность и здравый ум. Он запи­сы­вает свои рассуж­дения, приво­дящие в ужас старого фило­софа. Глядя на Просто­душ­ного, Гордону кажется, что за полвека своего обра­зо­вания он только укреплял пред­рас­судки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обман­чивых пред­став­лений, он провоз­гла­шает свободу чело­века глав­нейшим его правом. Он осуж­дает секту Гордона, стра­да­ющую и гонимую из-за споров не об истине, но темных заблуж­де­ниях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям. Гордон пони­мает, что обрек себя на несча­стье ради каких-то бредней, и Просто­душный не находит мудрыми тех, кто подвер­гает себя гоне­ниям из-за пустых схола­сти­че­ских споров. Благо­даря изли­я­ниям влюб­лен­ного юноши, суровый философ научился видеть в любви благо­родное и нежное чувство, способное возвы­сить душу и поро­дить добро­де­тель. В это время прекрасная возлюб­ленная Просто­душ­ного реша­ется ехать в Версаль на поиски люби­мого. Ее выпус­кают из мона­стыря, чтобы выдать замуж, и она усколь­зает прямо в день свадьбы. Оказав­шись в королев­ской рези­денции, бедная краса­вица в полной расте­рян­ности пыта­ется добиться приема у разных высоких лиц, и наконец ей удается выяс­нить, что Просто­душный заключен в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жало­стью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесиль­ного мини­стра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло. Одоб­ренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очаро­ванный красотой девушки, наме­кает, что ценой своей чести она могла бы отме­нить приказ об аресте Просто­душ­ного. Знакомые также толкают её ради священ­ного долга пожерт­во­вать женской честью. Добро­де­тель вынуж­дает её пасть. Ценой позора она осво­бож­дает своего возлюб­лен­ного, но изму­ченная созна­нием своего греха, нежная Сент-Ив не может пере­жить падение, и, охва­ченная смер­тельной лихо­радкой, умирает на руках Просто­душ­ного. В этот момент появ­ля­ется сам Сент-Пуанж, и в порыве раска­яния клянется загла­дить причи­ненное несча­стье.

Время смяг­чает все. Просто­душный стал превос­ходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.872 ms