Старший сын

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приуда­рили за незна­ко­мыми девуш­ками. Проводив тех до дома, но не встретив даль­ней­шего госте­при­им­ства, на которое рассчи­ты­вали, они обна­ру­жи­вают, что опоз­дали на элек­тричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуж­дены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несча­стье сбли­жает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы восполь­зо­ваться любой возмож­но­стью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой трид­ца­ти­летней женщины Макар­ской, только что прогнавшей влюб­лен­ного в нее деся­ти­класс­ника Васеньку, но она отши­вает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окли­кает пожилой мужчина из сосед­него дома, назвав­шийся Андреем Григо­рье­вичем Сара­фа­новым. Они думают, что это свидание, и решают восполь­зо­ваться удобным случаем, чтобы в отсут­ствие Сара­фа­нова побы­вать у него и немного согреться. Дома они застают расстро­ен­ного Васеньку, сына Сара­фа­нова, который пере­жи­вает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень насто­ро­женно, а Бусыгин пыта­ется его усове­стить, говоря, что все люди братья и надо дове­рять друг другу. Это наводит хитро­ум­ного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыг­рать парнишку, пред­ста­вив­шись сыном Сара­фа­нова, сводным братом Васеньки. Вдох­нов­ленный этой идеей, он тут же подыг­ры­вает прия­телю, и ошара­шенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, явля­ется Васеньке как его неве­домый старший брат, решивший наконец разыс­кать отца. Сильва не прочь развить успех и скло­няет Васеньку отме­тить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из спирт­ного и выпить по случаю обре­тения брата.

Пока они празд­нуют на кухне, неожи­данно появ­ля­ется Сара­фанов, ходивший к Макар­ской просить за сына, сохну­щего от любви. Захмелевший Васенька огоро­ши­вает его сног­сши­ба­тельной ново­стью. Расте­ряв­шийся Сара­фанов пона­чалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допус­кает такую возмож­ность — тогда только закон­чи­лась война, он же «был солдат, а не веге­та­ри­анец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали... её звали Галиной. Эти подроб­ности слышит выгля­ды­ва­ющий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сара­фанов же, расспра­шивая ново­яв­лен­ного сына, все больше и больше уверя­ется в том, что перед ним действи­тельно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сара­фа­нову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и соби­ра­ется на Сахалин. Сам же он ушел из симфо­ни­че­ского оркестра и играет на танцах и на похо­ронах, что само­лю­биво скры­вает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сара­фа­нова Нина, пона­чалу встре­тившая братца очень недо­вер­чиво, готова пове­рить.

Ночь Сара­фанов и Бусыгин проводят в дове­ри­тельной беседе. Сара­фанов расска­зы­вает ему всю свою жизнь, откры­вает душу: жена оста­вила его, потому что ей каза­лось, что он слишком долго вече­рами играет на клар­нете. Но Сара­фанов горд собой: он не позволил себе раство­риться в суете, он сочи­няет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку неза­метно ускольз­нуть, но стал­ки­ва­ются с Сара­фа­новым. Узнав об их отъезде, он обес­ку­ражен и расстроен, он дарит Бусы­гину на память сереб­ряную таба­керку, так как, по его словам, в их семье она всегда принад­ле­жала стар­шему сыну. Растро­ганный само­званец объяв­ляет о своем решении задер­жаться на день. Он помо­гает Нине прибрать в квар­тире. Между ним и Ниной уста­нав­ли­ва­ются странные отно­шения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укла­ды­ва­ются в родственные рамки. Бусыгин расспра­ши­вает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними проис­ходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реаги­ро­вать на интерес Бусы­гина к Макар­ской. Помимо этого, они посто­янно обра­ща­ются к разго­вору о Сара­фа­нове. Бусыгин упре­кает Нину за то, что она соби­ра­ется оста­вить отца одного. Беспо­коит их также и брат Васенька, который то и дело пред­при­ни­мает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, обод­ренный неожи­данным внима­нием Макар­ской, согла­сив­шейся пойти с ним в кино (после разго­вора с Сара­фа­новым), оживает и теперь уже не соби­ра­ется никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макар­ской на десять часов назна­чено свидание с пригля­нув­шимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отка­зы­ва­ется идти, а на Васень­кино наивное упор­ство возму­щенно призна­ется, что её неожи­данной добротой парнишка обязан своему папе. В отча­янии Васенька соби­рает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что наме­ре­вав­шийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появ­ля­ется с двумя бутыл­ками шампан­ского жених Нины летчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспри­ни­ма­ющий чересчур прямо­ли­нейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшу­чи­вают над ним, на что он только добро­душно улыба­ется и пред­ла­гает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаз­ды­вать, потому что дал себе слово никогда не опаз­ды­вать, а собственное слово для него закон. Вскоре появ­ля­ются Сара­фанов и Нина. Вся компания пьет за знаком­ство. Кудимов неожи­данно начи­нает вспо­ми­нать, где же он видел Сара­фа­нова, хотя Бусыгин и Нина

пыта­ются поме­шать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филар­монии. Тем не менее летчик с присущей ему прин­ци­пи­аль­но­стью упор­ствует и в конце концов вспо­ми­нает: он видел Сара­фа­нова на похо­ронах. Сара­фанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успо­ка­и­вает его: людям нужна музыка и когда они весе­лятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки оста­но­вить его, поки­дает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвется прочь, боясь опоз­дать в казарму. Когда он уходит, Нина упре­кает ехид­ного братца, что тот дурно обошелся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдер­жи­вает и призна­ется, что вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблен в нее. А между тем обиженный Сара­фанов соби­рает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожи­данно вбегает с испу­ганно-торже­ственным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полу­сго­ревшей одежде, с испач­канным сажей лицом в сопро­вож­дении Макар­ской. Оказы­ва­ется, Васенька подпалил её квар­тиру. Возму­щенный Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мсти­тельно сооб­щает, что Бусыгин вовсе не сара­фа­нов­ский сын. На всех это произ­водит большое впечат­ление, однако Сара­фанов твердо заяв­ляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он пред­ла­гает Бусы­гину пере­ехать из обще­жития к ним, хотя это встре­чает возра­жение Нины. Бусыгин успо­ка­и­вает его: он будет их наве­щать. И тут же обна­ру­жи­вает, что снова опоздал на элек­тричку.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.491 ms