Война миров

Краткое содержание рассказа
Читается за 9 минут(ы)

В 1877 г. итальян­ский астроном Джованни Вирджино Скиа­па­релли (1835-1910) обна­ружил на Марсе сеть прямо­ли­нейных линий, которые он назвал кана­лами. Возникла гипо­теза, согласно которой эти каналы явля­ются искус­ствен­ными соору­же­ниями. Подобная точка зрения была впослед­ствии опро­верг­нута, но при жизни Скиа­па­релли поль­зо­ва­лась широким призна­нием. А отсюда логи­чески выте­кала мысль об обита­е­мости этой планеты. Конечно, что-то ей и проти­во­ре­чило. Марс старше Земли, дальше отстоит от Солнца, и если жизнь на нем нача­лась раньше, то уже близится к концу. Средняя дневная темпе­ра­тура в эква­то­ри­альном поясе не выше, чем у нас в самую холодную погоду, атмо­сфера очень разре­жена, у полюсов скап­ли­ва­ются огромные массы льда. Но не следует ли отсюда, что за время суще­ство­вания Марса у них выросла несрав­нимая с земной техника и заодно стрем­ление пере­се­литься на другую, более удобную для жизни планету?

Таковы пред­по­сылки этого самого боль­шого по объему научно-фанта­сти­че­ского романа Уэллса. В нем речь идет о втор­жении марсиан на Землю. При проти­во­сто­янии Земли и Марса рассто­яние между ними макси­мально сокра­ща­ется. Астро­номы в это время наблю­дают какие-то вспышки на поверх­ности этой планеты. Скорее всего, это земле­тря­сения. А может быть, пред­по­ла­гает Уэллс, марсиане просто отли­вают гигант­скую пушку, из которой они скоро выпу­стят десять снарядов на Землю? Этих снарядов было бы и больше, но на Марсе что-то случи­лось — какой-то взрыв, — хотя прибывших марсиан оказа­лось вполне доста­точно, чтобы, не случись непред­ви­ден­ного, поко­рить всю нашу планету.

Конча­ется же роман еще одним научным допу­ще­нием. Период развития марси­ан­ской циви­ли­зации — стоит напом­нить, очень длительный — оказался доста­точным для того, чтобы уничто­жить все болез­не­творные микробы. И марсиане стано­вятся жертвой своей непри­спо­соб­лен­ности к земной жизни. Они поги­бают.

Между этим зачином и концом как раз и разво­ра­чи­ва­ется действие романа. Оно двояко. Пона­чалу Уэллс пред­став­ля­ется своего рода после­до­ва­телем Жюля Верна, некоего «техни­че­ского фантаста». Марсиане принесли на Землю новые прин­ципы науки и техники. Их боевые тренож­ники, шага­ющие со скоро­стью птицы, их тепловые и световые лучи, их газовые атаки, задолго пред­ве­ща­ющие ужасы мировой войны, умение поль­зо­ваться сустав­ными, а не колес­ными устрой­ствами, к которым пришли инже­неры будущих поко­лений, — это провоз­вест­ники робо­то­тех­ники. Лета­тельные аппа­раты тяжелее воздуха только плани­ро­ва­лись, а у Уэллса его марсиане уже строят собственный самолет.

И еще одно пред­ви­дение Уэллса — химе­ри­че­ское. Марсиане похожи на разум­ного голо­ва­стика, снаб­жен­ного пучками щупалец. Они скорее порож­дение земной, а не внеземной циви­ли­зации. И на взгляд совре­мен­ного чело­века они отвра­ти­тельны. Тем более, что марсиане пита­ются кровью существ, напо­ми­на­ющих тепе­решних обита­телей Земли. Это одна из главных причин их экспансии.

Действие начи­на­ется с падения первого отвин­чи­ва­ю­ще­гося изнутри цилиндра марсиан. Люди мечтают уста­но­вить контакт с инопла­не­тя­нами. Однако у марсиан совсем иные планы. Им необ­хо­димо подчи­нить себе Землю, и они с самого начала ведут себя крайне агрес­сивно, подавляя первые же очаги возмож­ного сопро­тив­ления. Наце­ленные на них артил­ле­рий­ские батареи уничто­жены тепловым лучом. Прави­тель­ство в силах еще призвать насе­ление поки­нуть Лондон, после чего функции его совер­шенно исчер­пы­ва­ются. Произ­вод­ство приходит к концу. Нет больше ника­кого соци­аль­ного порядка. Начи­на­ется массовый исход насе­ления из круп­ней­шего в мире города. Бесчин­ствуют маро­деры. Люди, не подчи­ненные более внешней дисци­плине, пока­зы­вают себя такими, какие они есть.

В романе два рассказ­чика. Один из них — сам автор. Это он сразу же заме­чает прибытие марсиан, уничто­жение миро­твор­че­ской деле­гации с белым флагом, первые толпы беженцев, не успевшие еще достиг­нуть Лондона. В ходе скитаний ему встре­ча­ются два чело­века, оста­нав­ли­ва­ющих его внимание. Один из них — священник, с которым он по воле случая оказы­ва­ется в полу­раз­ру­шенном доме на самом краю гигант­ской воронки, вырытой пада­ющим цилин­дром. Из пролома в стене он наблю­дает за тем, как марсиане соби­рают свои меха­низмы. Священник — человек искренне веру­ющий, все же посте­пенно сходит с ума, подни­мает крик и скоро привле­кает внимание марсиан. В пролом протя­ги­ва­ются щупальца, и можно только дога­ды­ваться, какая участь его ждет. Герой чудом избе­гает такой же судьбы.

И еще один человек попа­да­ется на его пути. Это ездовой артил­ле­рий­ской батареи, отставший от своей части. В момент, когда они встре­ча­ются снова, марсиане уже успели востор­же­ство­вать над чело­ве­че­ством. Но, как выяс­ня­ется, у артил­ле­риста есть свой план спасения рода людского. Надо зарыться поглубже в землю, например в кана­ли­за­ци­онную сеть, и пере­ждать. Пона­чалу кажется, что в его выкладках есть доля истины. Кана­ли­зация после дождя хорошо промыта. Она доста­точно просторна, а проник­нуть туда можно через специ­ально вырытый подземный ход. Со временем Землю удастся отво­е­вать. Надо лишь овла­деть тайной марси­ан­ских тренож­ников. Людей ведь все равно оста­нется больше. Да и среди них найдутся способные управ­лять этими до поры до времени непо­нят­ными меха­низ­мами.

План сам по себе был неплох. Да вот беда — он родился в голове чело­века, пред­став­ля­ю­щего немалую опас­ность для чело­ве­че­ства. Это выяс­ня­ется чуть ли не с первого момента. Солдат-артил­ле­рист — один из распло­див­шихся за последнее время маро­деров. Не признав сразу рассказ­чика, он не желает пускать его на «свой участок», где скопи­лось доста­точное для двух человек коли­че­ство еды. К тому же свой подкоп он роет в непра­вильном направ­лении. К кана­ли­зации отсюда не пробиться. И времени для этого не будет. Созда­тель вели­кого плана не слишком любит рабо­тать. Он пред­по­чи­тает погло­щать заго­тов­ленную кем-то другим еду и спиртные напитки.

Но хуже всего другая сторона этого «вели­кого плана». Для его осуществ­ления придется вывести новую породу людей. Слабых (по извест­ному спар­тан­скому образцу) надо будет убивать. Женщины будут призваны только рождать жизне­спо­собных людей. И рассказчик, носи­тель совсем других мыслей, решает поки­нуть этого необуз­дан­ного и стран­ного мечта­теля и идти в Лондон.

Зрелище, пред­ставшее его глазам, отпу­ги­вает. Город, если не считать нескольких пьяных, опустел. Он завален трупами. И над всем этим слышится вой внезем­ного чудо­вища. Но рассказчик еще не ведает, что это пред­смертный крик послед­него остав­ше­гося в живых марси­а­нина.

О многом он узнает из уст своего брата. Это и есть второй рассказчик. Именно он и был свиде­телем вели­кого исхода из Лондона. В рассказе артил­ле­риста о ничто­же­ствах, насе­ля­ющих Англию, было все-таки немало правды. Эти никчемные люди при первых же признаках опас­ности звереют и теряют чувство реаль­ности. На дорогах они грабят и отни­мают транс­портные сред­ства. Какой-то старик, рискуя жизнью, соби­рает рассы­пав­шееся, ставшее беспо­лезным золото. Но теперь поток хлынул обратно. И с тех пор люди узнали много нового о марси­анах. Им не знакомо чувство уста­лости. Подобно мура­вьям, они рабо­тают все двадцать четыре часа в сутки. Размно­жа­ются они почко­ва­нием и поэтому не знают тех бурных эмоций, которые возни­кают у людей вслед­ствие различия полов. Пище­ва­ри­тельный аппарат отсут­ствует. Главный орган — огромный, непре­рывно рабо­та­ющий мозг. Все это делает их по-своему силь­ными и одновре­менно безжа­лост­ными.

А всем, что принесли с собой марсиане, люди, пред­ска­зы­вает Уэллс, со временем овла­деют. Дело не в одной технике. Втор­жение марсиан угро­жало не только Англии, но и всей нашей планете. И Уэллс в конце книги возвра­ща­ется к любимой своей мысли, которую он выска­зывал всю жизнь: «Быть может, втор­жение марсиан не оста­нется без пользы для людей; оно отняло у нас безмя­тежную веру в будущее, которая так легко ведет к упадку <...> оно способ­ство­вало пропа­ганде идеи о единой орга­ни­зации чело­ве­че­ства».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.309 ms