Приключение

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Гости­ница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой — Джакомо Каза­нова, двадцати трех лет, допод­линный, извле­ченнный из IV тома собственных его мему­аров и допол­ненный, дори­со­ванный женской грезой о вечном Каза­нове, спит, роняя с губ женские имена. Его беспо­койный сон преры­вает гусар Анри, по первому впечат­лению — юный проказ­ливый ангел в мундире. Каза­нова в волнении: «Вы кредитор? Вы вор? Вы хуже: / Вы чей-то муж! Нет, хороши для мужа. / Зачем вы здесь? Зачем на ложе / Нисходит этот лунный луч?» Диалог, как лунный свет, спле­тает прихот­ливые ритми­че­ские узоры. Знаме­нитый герой-любовник со сна слеп, и ночной визитер вынужден сам открыться: «Анри-Генри­етта»... Каза­нова вспы­хи­вает скоро­па­ли­тельным любовным огнем. Легко­мыс­ленный (пока­мест кажу­щийся легко­мыс­ленным) ангелок упар­хи­вает в окно.

Следу­ющим вечером. Каза­нова настойчив, Генри­етта уклон­чива,он восторжен, она нежно насмеш­лива: «Я никогда так страстно не любил, / Так никогда любить уже не буду...» С помощью говор­ливых моди­сток проис­ходит преоб­ра­жение гусара в блиста­тельную даму. Тихо вкра­ды­ва­ется вопрос: «Кто ты?» — «Тайна». ...Кто бы она ни была, она — совер­шен­ство. Испол­нена тонкой прелести; учтива той изыс­канной учти­во­стью, что царила в очаро­ванном мире замков и парков; остро­умна, умна; музы­кальна, как сама музыка, — она поко­ряет всех блестящих гостей аристо­кра­ти­че­ской парм­ской виллы, где хозяин-горбун, случайный знакомец, дает прием в её честь. Оркестр легко роняет «жемчу­жины менуэта», небрежно ткутся шелковые нити тонких речей, как вдруг: «К вам посланный с письмом. / — А! Семь печатей! / Каза­нове. / Моя любовь, — расстаться мы должны».

Последнее прощание — на «дорожном развале», в гости­нице «Весы». Каза­нова в тоске молит остаться с ним еще хоть нена­долго, она непре­клонна — отчего? Атмо­сфера тайны сгуща­ется... Кольцо, не принятое им назад, она бросит в заоконную ночь, но прежде того алмазной гранью вычертит на стекле какие-то быстрые слова — записку в будущее, на которые Каза­нова, увле­ченный отча­я­нием, не обратит внимания... Но в самом деле, почему разлука так неиз­бежна? Почему ей должно уйти? Кто она, наконец? Может быть, пришла из другого века? Недаром ей известно грядущее: «Когда-нибудь, в старинных мему­арах, / Ты будешь их писать совсем седой, / В богом забытом замке на чужбине...» Может, лунная Генри­етта — это лири­че­ская маска Цвета­евой, её мечта о самой себе: влады­чице сердец, прельстившей Каза­нову? «Даю вам клятву, что тебе приснюсь!»

...Трина­дцать лет спустя в ту же комнату той же гости­ницы Джакомо приводит свою тысяча первую подругу. Ей семна­дцать лет, она прелестна, бедна, жадна — до денег, сладо­стей, плот­ских утех. Он — еще Каза­нова, но уже как бы нари­ца­тельный: профес­сио­нальный любовник, не вспы­хи­ва­ющий сердечным огнем, а только пышущий телесным жаром... За окном восходит луна, высве­чи­вает наца­ра­панные на стекле слова: «Забу­дешь и Генри­етту...» Ошелом­ление: «Или я ослеп?» — взрыв, страсть, мгно­венно прежний Каза­нова напол­ня­ется прежним бурным отча­я­нием. Девчонка в страхе и слезах, хочет бежать. Но страстная буря стихла, Каза­нова уже вернулся из прошлого, уже снова готов развле­каться с тысяча первой... И утешенная красотка, конечно, не может удер­жать любо­пыт­ства: «А что это за буквы?» — «Так — одно-един­ственное — приклю­чение».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.324 ms