Повесть о Сонечке

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

«Повесть о Сонечке» расска­зы­вает о самом роман­ти­че­ском периоде в биографии Марины Цвета­евой — о её москов­ской жизни в 1919 — 1920 гг. в Бори­со­глеб­ском пере­улке. Это время неопре­де­лен­ности (ее муж у белых и давно не подает о себе вестей), нищеты (ее дочери — одной восемь, другой пять — голо­дают и болеют), пресле­до­ваний (Цветаева не скры­вает, что она жена белого офицера, и созна­тельно прово­ци­рует враж­деб­ность побе­ди­телей). И вместе с тем это время вели­кого пере­лома, в котором есть что-то роман­ти­че­ское и великое, и за торже­ством быдла просмат­ри­ва­ется подлинная трагедия исто­ри­че­ского закона. Насто­ящее скудно, бедно, прозрачно, потому что веще­ственное исчезло. Отчет­ливо просмат­ри­ва­ются прошлое и будущее. В это время Цветаева знако­мится с такой же, как она, нищей и роман­ти­че­ской моло­дежью — студий­цами Вахтан­гова, которые бредят Фран­цуз­ской рево­лю­цией, XVIII веком и сред­не­ве­ко­вьем, мистикой, — и если тогдашний Петер­бург, холодный и строгий, пере­ставший быть столицей, населен призра­ками немецких роман­тиков, Москва грезит о якобин­ских временах, о прекрасной, галантной, аван­тюрной Франции. Здесь кипит жизнь, здесь новая столица, здесь не столько опла­ки­вают прошлое, сколько мечтают о будущем.

Главные герои повести — прелестная молодая актриса Сонечка Голлидэй, девочка-женщина, подруга и наперс­ница Цвета­евой, и Володя Алек­сеев, студиец, влюб­ленный в Сонечку и прекло­ня­ю­щийся перед Цвета­евой. Огромную роль играет в повести Аля — ребенок с удиви­тельно ранним разви­тием, лучшая подруга матери, сочи­ни­тель­ница стихов и сказок, вполне взрослый дневник которой часто цити­ру­ется в «Повести о Сонечке». Младшая дочь Ирина, умершая в 1920 году в детском приюте, стала для Цвета­евой вечным напо­ми­на­нием о её невольной вине: «не уберегла». Но кошмары москов­ского быта, продажа руко­писных книг, отова­ри­вание пайками — все это не играет для Цвета­евой суще­ственной роли, хотя и служит фоном повести, создавая важнейший её контра­пункт: любовь и смерть, моло­дость и смерть. Именно таким «обтан­цо­вы­ва­нием смерти» кажется героине-повест­во­ва­тель­нице все, что делает Сонечка: её внезапные танце­вальные импро­ви­зации, вспышки веселья и отча­яния, её капризы и кокет­ство.

Сонечка — вопло­щение люби­мого цвета­ев­ского женского типажа, явлен­ного впослед­ствии в драмах о Каза­нове. Это дерзкая, гордая, неиз­менно само­влюб­ленная девочка, само­влюб­лен­ность которой все же ничто по срав­нению с вечной влюб­лен­но­стью в аван­тюрный, лите­ра­турный идеал. Инфан­тильная, сенти­мен­тальная и при этом с самого начала наде­ленная полным, женским знанием о жизни, обре­ченная рано умереть, несчаст­ливая в любви, невы­но­симая в быту, любимая героиня Цвета­евой соеди­няет в себе черты Марии Башкир­цевой (кумира цвета­ев­ской юности), самой Марины Цвета­евой, пушкин­ской Мариулы — но и курти­занки галантных времен, и Генри­етты из записок Каза­новы. Сонечка беспо­мощна и безза­щитна, но её красота побе­ди­тельна, а инту­иция безоши­бочна. Это женщина «пар эксе­лянс», и оттого перед её обая­нием и озор­ством пасуют любые недоб­ро­же­ла­тели. Книга Цвета­евой, писав­шаяся в трудные и страшные годы и заду­манная как прощание с эмигра­цией, с твор­че­ством, с жизнью, проник­нута мучи­тельной тоской по тому времени, когда небо было так близко, в буквальном смысле близко, ибо «недолго ведь с крыши на небо» (Цветаева жила с дочерьми на чердаке). Тогда сквозь повсе­днев­ность просве­чи­вало великое, всемирное и вневре­менное, сквозь истон­чив­шуюся ткань бытия скво­зили его тайные меха­низмы и законы, и любая эпоха легко аука­лась с тем временем, москов­ским, пере­ломным, нака­нуне двадцатых.

В этой повести появ­ля­ются и Юрий Завад­ский, уже тогда щеголь, эгоист, «человек успеха», и Павел Анто­коль­ский, лучший из молодых поэтов тогдашней Москвы, роман­ти­че­ский юноша, сочи­ня­ющий пьесу о карлике инфанты. В ткань «Повести о Сонечке» впле­та­ются мотивы «Белых ночей» Досто­ев­ского, ибо само­заб­венная любовь героя к идеальной, недо­ся­га­емой героине есть прежде всего само­от­дача. Такой же само­от­дачей была нежность Цвета­евой к обре­ченной, всезна­ющей и наивной моло­дежи конца сереб­ря­ного века. И когда Цветаева дарит Сонечке свое самое-самое и последнее, драго­ценные и един­ственные свои кораллы, в этом симво­ли­че­ском жесте дарения, отдачи, благо­дар­ности сказы­ва­ется вся неуто­лимая цвета­ев­ская душа с её жаждой жертвы.

А сюжета, собственно, нет. Молодые, талант­ливые, красивые, голодные, несвоевре­менные и созна­ющие это люди сходятся в гостях у старшей и самой одаренной из них. Читают стихи, изоб­ре­тают сюжеты, цити­руют любимые сказки, разыг­ры­вают этюды, смеются, влюб­ля­ются... А потом кончи­лась моло­дость, век сереб­ряный стал железным, и все разъ­е­ха­лись или умерли, потому что так бывает всегда.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.941 ms