Долгое прощание

Краткое содержание рассказа
Читается за 9 минут(ы)

Все нача­лось с Сара­това, куда труппа прие­хала на гастроли и где актеров посе­лили в плохой гости­нице. Стоит жара, режиссер Сергей Леони­дович укатил в Москву, оставив вместо себя помощ­ника Смур­ного. Этот Смурный давно положил глаз на Лялю (Людмилу Петровну Телеп­неву), одну из актрис театра, но, мстя ей за то, что она его отвергла, он устра­и­вает ей «затир», то есть либо вообще не дает ей роли, либо держит на третье­сте­пенных. В Сара­тове Смурный вызы­вает Лялю к себе и пока­зы­вает ей письмо, сочи­ненное её матерью, где та жалу­ется, что дочери, талант­ливой актрисе, не дают рабо­тать. Между акте­рами сразу распро­стра­ня­ются слухи, Ляле безумно стыдно, она много раз просила мать, давно грешившую такого рода пети­циями, не делать этого. Так что на вече­ринке у автора пьесы, Николая Демья­но­вича Смоля­нова, уроженца Сара­това, Ляля не находит себе места. У нее скверное настро­ение, она чувствует отчуж­ден­ность от коллек­тива, жаль ей и провин­ци­аль­ного, мало­ода­рен­ного драма­турга, который расста­рался, чтобы хорошо принять актеров, а те насме­ха­ются над ним. Ляля помо­гает матери Смоля­нова накры­вать на стол, а после мыть посуду, задер­жи­ва­ется у них и в конце концов вынуж­дена зано­че­вать. Смолянов кажется ей жалким, слабым, она выслу­ши­вает рассказы о жизни этого несчаст­ли­вого в семейной жизни чело­века, который к тому же вполне отдает себе отчет в своей одарен­ности. Пожалев Смоля­нова, Ляля стано­вится его любов­ницей.

Вернув­шись в Москву, Ляля на месяц уезжает в Крым, возвра­ща­ется заго­релая, отдох­нувшая, привле­ка­тельная и встре­чает в театре Смоля­нова, новую пьесу кото­рого «Игнат Тимо­фе­евич» соби­ра­ется ставить Сергей Леони­дович. В этой пьесе Ляля, не без содей­ствия Смоля­нова, полу­чает главную роль. В Москве Смолянов заводит разно­об­разные полезные знаком­ства. Роман Ляли с ним продол­жа­ется, она не испы­ты­вает страсти к этому чело­веку, но чувствует, что нужна ему, и потому связи не обры­вает, хотя иногда её мучают угры­зения совести перед её неофи­ци­альным мужем Григо­рием Ребровым, с которым они живут уже много лет.

Ребров — тоже начи­на­ющий драма­тург, автор двух пьес, которые нигде не может пристроить. Болез­ненно само­лю­бивый Ребров стра­дает от своих неудач, утешая себя тем, что сочи­нение пьес — не главное в его жизни. Он увлечен также исто­рией, сидит в библио­теке, роется в архивах. Сначала его инте­ре­сует такая личность, как Иван Гаври­лович Прыжов, автор «Истории кабаков», быто­пи­са­тель народ­ного житья, пьян­чужка, благо­род­нейший человек, один из участ­ников убий­ства студента Иванова, орга­ни­зо­ван­ного С. Нечаевым, потом Николай Васи­льевич Клеточ­ников, агент наро­до­вольцев в Третьем отде­лении. Ребров заду­мы­вает пьесу о наро­до­вольцах. Из-за своей неустро­ен­ности он не женится на Ляле, несмотря на глубокую и давнюю любовь к ней. С этим связаны и Лялины аборты, на которые её подтал­ки­вает мать Ирина Игна­тьевна, в прошлом неудав­шаяся бале­рина. Реброва мать считает неудач­ником, живущим за счет её дочери.

Премьера пьесы Смоля­нова проходит с большим успехом, Лялю несколько раз вызы­вают апло­дис­мен­тами, вокруг слышатся завист­ливые шепотки. После спек­такля она вынуж­дена позна­ко­мить поджи­да­ю­щего её Реброва с прово­жа­ющим её Смоля­новым. Сам Ребров на премьере не был, так как считает автора графо­маном. Смолянов пред­ла­гает отпразд­но­вать успех пьесы в ресто­ране. После ужина они втроем, хмельные, приез­жают в гости к Ляле и Реброву в дом её роди­телей, где оста­ются ноче­вать.

Ребров подо­зре­вает, что между Лялей и Смоля­новым что-то есть, но гонит от себя эту мысль. Заде­вает его и Лялин успех, который растет с каждым спек­таклем. Она стано­вится популярна, её пригла­шают сниматься в кино, устра­и­вают концерты с её участием, на которых она испол­няет песни из спек­такля. Ей повы­шают оклад, оказы­вают особенные знаки внимания. Она ощущает себя богатой женщиной. Един­ственное, что мешает ей чувство­вать себя вполне счаст­ливой, — это стра­дания родных: неустро­ен­ность Гриши, нервоз­ность матери из-за болезни отца Ляли Петра Алек­сан­дро­вича, у кото­рого третий инфаркт. Их старый дере­вянный дом соби­ра­ются ломать, как и все окру­жа­ющие, потому что город насту­пает, но Петр Алек­сан­дрович хочет сохра­нить сад, свою гордость, где он разводит цветы. Он готов пере­дать сад в государ­ственную собствен­ность, пыта­ется бороться, ходит по инстан­циям, шлет письма, но ему мало что удается, и это сказы­ва­ется на его резко ухуд­шив­шемся состо­янии.

Беспо­коясь о Грише, Ляля, никогда ни о чем не просившая Смоля­нова, просит помочь пристроить куда-нибудь ребров­ские пьесы. Смолянов неохотно откли­ка­ется на это. Он не пони­мает, что связы­вает Лялю с таким жалким, по его словам, «чело­вечком». Он считает, что у Реброва нет почвы, тогда как Ребров, споря с ним, говорит, что его почва — опыт истории. На вече­ринке у некоего «солид­ного работ­ника» Агабе­кова, куда её привозит Смолянов, Ляля оказы­ва­ется в центре всеоб­щего внимания, искренне весе­лится, потом Смолянов куда-то отлу­ча­ется, а Ляля в ожидании его оста­ется наедине с Агабе­ковым. После звонка Смоля­нова, сооб­щив­шего, что застрял с машиной и заедет за ней утром, Ляля вдруг дога­ды­ва­ется, что все подстроено и Смолянов уступил её началь­нику, от кото­рого многое зави­село в его карьере. С этого мгно­вения с ним все кончено, о чем Ляля и сооб­щает ему при встрече. Разрыв Смолянов воспри­ни­мает тяжело, тем более что в семье у него небла­го­по­лучно: душевно неурав­но­ве­шенная жена пыта­ется выбро­ситься из окна, мать с инсультом в боль­нице, да и теат­ральные дела его ухуд­ша­ются. Сергей Леони­дович и завлит Маревин отка­зы­ва­ются брать его новую пьесу, и Ляля неожи­данно поддер­жи­вает их.

Между тем у Реброва назре­вают серьезные проблемы. От него требуют справку для домо­управ­ления с места работы, в противном случае он будет считаться туне­ядцем, вплоть до выписки и высе­ления из Москвы. Он идет в театр, куда отдал свои пьесы для рассмот­рения, и у него завя­зы­ва­ется серьезный разговор с режис­сером Сергеем Леони­до­вичем, который с горечью удив­ля­ется, почему драма­турги не пишут о том, что им действи­тельно близко, а выби­рают конъ­юнк­турные темы. С жадным инте­ресом выслушав рассказ Реброва о Клеточ­ни­кове, он с энту­зи­азмом говорит, что было бы заме­ча­тельно, если б удалось изоб­ра­зить на сцене течение времени, несущее всех, много­жильный провод истории, где все слитно.

Смоляное ищет себе талант­ли­вого лите­ра­тур­ного «раба». Некто Шахов, их общий с Ребровым знакомый, приводит к нему Гришу. Смолянов пока еще в силе: если его имя окажется рядом с ребров­ским на пьесе, то это может дать ей зеленый свет. Однако пригла­шение Смоля­нова таит под собой еще и иное: он устра­и­вает Реброву испы­тание, нарочно надевая рубашку, которую ему пода­рила в свое время Ляля.

Рубашку Ребров случайно обна­ружил в шкафу, и Ляля на его вопрос соврала, что это коллек­тивный подарок музы­канту из оркестра. Теперь он с изум­ле­нием взирает на рубашку, потом не выдер­жи­вает и спра­ши­вает, где Николай Демья­нович её купил. Смолянов отве­чает, что пода­рила Людмила Петровна.

Между Ребровым и Лялей проис­ходит объяс­нение. Ляля откро­венно призна­ется, что в подо­плеке её связи со Смоля­новым, почти неосо­знанной, было желание «как-то себя устроить». Тот разговор стано­вится факти­че­ским концом их отно­шений. Вскоре дома у Реброва появ­ля­ется Смолянов, который сооб­щает, что дого­во­рился в театре о месте завлита для него, и Ребров не может понять, то ли бить Смоля­нова, то ли ехать устра­и­ваться на работу. И все это как во сне — и стыд, и удив­ление. Ко всему прочему, Ляля под нажимом матери делает очередной аборт, но Ребров уже чувствует, что в нем что-то беспо­во­ротно пере­ло­ми­лось, что прежняя жизнь кончи­лась. На другой день он уезжает, никого не преду­предив, в геоло­ги­че­скую экспе­дицию.

Проходит много лет. Дома Телеп­невых давно нет, как и роди­телей Ляли. Сама она была уволена из театра, вышла замуж за воен­ного, родила сына, и теперь круг её знакомых совсем другой. Случайно встретив в ГУМе старую подругу по театру Машу, она узнает про Смоля­нова, что он пьес не пишет и живет тем, что сдает дачу на лето. Узнает она и о Реброве: он преуспе­ва­ющий сцена­рист, у него машина, дважды был женат, у него роман с дочерью Машиной подруги. Не знает она только одного: те давние годы, когда он бедствовал и страдал, Ребров считает лучшими, потому что для счастья нужно столько же несча­стья...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.228 ms