Смерть Иоанна Грозного

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Действие проис­ходит в Москве в 1584 г. и начи­на­ется ссорой в Бояр­ской думе: Михаиле Нагой, брат царицы Марии Федо­ровны, спорит за место с Салты­ковым и втяги­вает в свару остальных бояр. Заха­рьин-Юрьев, брат первой царевой жены, преры­вает споры, заго­ворив о важности собрав­шего их дела: Иоанн, терзаясь раска­я­ньем после убий­ства сына, решил принять иноче­ский сан и указал Думе избрать себе преем­ника. Меж тем «враги со всех сторон воюют Русь», в ней же мор и голод. Князь Мсти­слав­ский говорит о непре­клон­ности царя в его решении. Нагой пред­ла­гает мало­лет­него Димитрия-царе­вича с царицей и, при необ­хо­ди­мости, «прави­теля», коим готов быть сам; Сицкий — Заха­рьина, не запят­нав­шего себя ничем. Заха­рьин же говорит за Ивана Петро­вича Шуйского, ныне сидя­щего в осажденном Пскове.

Однако царь нужен немедля. Заха­рьин спра­ши­вает совета у Году­нова, не чинив­ше­гося о местах и скромно севшего всех ниже. Тот, детально обри­совав неза­видное поло­жение госу­дар­ства, говорит о невоз­мож­ности менять царя в такую пору и зовет бояр просить Иоанна остаться на престоле. Сицкий, поминая злоде­яния царя, тщетно пыта­ется оста­но­вить бояр. Они отправ­ля­ются к царю, по пути решая, кто будет вести речь, и робея госу­да­рева гнева. Годунов берет риск на себя. Иоанн, обла­ченный уже в черную рясу, сняв шапку Моно­маха, в опочи­вальне дожи­да­ется решения бояр и сокру­ша­ется воспо­ми­на­ньем послед­него злодей­ства. Прибы­вает гонец из Пскова, кото­рого царь пона­чалу отсы­лает к «новому владыке», но потом, услышав, что новость радостна, выслу­ши­вает рассказ об отра­жении штурмов и отступ­лении Батура от Пскова. Ему подают письмо от Курб­ского, в коем тот попре­кает царя нескладным слогом, грозит скорым взятием Пскова, многие злодей­ства Иоанна назы­вает причиной тепе­решним его пора­же­ниям и язви­тельно поми­нает его удаление от дел. Иоанн впадает в ярость, ибо, погубив всех родствен­ников Курб­ского, бессилен выме­стить на ком-нибудь свою досаду. Приходят бояре, которых царь встре­чает в сильном раздра­жении. Выслушав краткую речь Году­нова, он наде­вает Моно­ма­хову шапку, попрекая выну­дивших его к тому бояр, и целует Году­нова, ведшего смелые и дерзкие речи «для блага госу­дар­ства». Отсут­ствие Сицкого не оста­ется неза­ме­ченным, и царь, не желая слушать заступ­ников, распо­ря­жа­ется о казни.

В царских покоях Годунов с Заха­рьиным ожидают Иоанна, и Годунов говорит, что царь, желая разве­стись с царицей, сватает племян­ницу англий­ской королевы. Возму­щенный Заха­рьин спра­ши­вает, как отго­ва­ривал Годунов Иоанна, и полу­чает ответ, что воздей­ство­вать на Иоанна можно лишь окольным путем. Входит Иоанн и сооб­щает о бунте в поль­ских войсках под Псковом и об ожидании посла из Варшавы, послан­ного, по его мнению, просить мира. Он нака­зы­вает Заха­рьину сооб­щить эту весть народу. Году­нову он велит обго­во­рить с англий­ским послом условия пред­сто­ящей женитьбы. Тот пыта­ется засту­питься, за царицу и полу­чает гневную отпо­ведь, полную угроз. Остав­шись один, Годунов корит себя за явленное мягко­сер­дечие и заре­ка­ется пред­по­чи­тать совесть пользе дела. В доме Василия Ивано­вича Шуйского бояре Мсти­слав­ский, Бель­ский и братья Нагие сгова­ри­ва­ются погу­бить Году­нова. Решают, восполь­зо­вав­шись раздра­же­нием народа, свалить все беды на Году­нова, и Шуйский пред­ла­гает для испол­нения замысла Михаилу Битя­гов­ского. Тот берется взбун­то­вать народ и подбить его на убий­ство. Бель­ский пред­ла­гает для того же послать Прокофия Кикина. Приходит Годунов. Гости спешно расхо­дятся. Годунов жалу­ется Шуйскому, что его не любят в Думе, Шуйский уверяет его в своем распо­ло­жении и поддержке и уходит, внезапно призванный царем. Годунов, остав­шись наедине с Битя­гов­ским, обна­ру­жи­вает совер­шенное свое знаком­ство с его наме­ре­ниями и, пригрозив ему неви­дан­ными казнями, отправ­ляет на те же площади подго­ва­ри­вать народ против Шуйского с Бель­ским, жела­ющих «царя отравой извести».

Меж тем царица не велит мамке царе­вича подпус­кать к нему кого бы то ни было, и особенно Году­нова Одному лишь Никите Рома­но­вичу Заха­рьину она дове­ряет. Приходит Заха­рьин. Царица говорит ему о слухах во дворце и спра­ши­вает, не верно ль её подо­зренье, что царь хочет бросить её с Димит­рием. Заха­рьин просит её быть готовой ко всему, царю не пере­чить и дове­рять Году­нову. Приходит Иоанн с Году­новым и, в ожидании вышедшей приодеться царицы, выслу­ши­вает условия англий­ского посла и расспра­ши­вает о прибывшем поль­ском после Гара­бурде, гадая, какие земли обещает Польша за мир, и не желая слушать опасений отно­си­тельно цели сего посоль­ства Вошедшей царице Иоанн объяв­ляет о пред­сто­ящем разводе и постриге, Димитрию сулит в удел УГЛИЧ и, выслушав заступ­ни­че­ство Заха­рьина, грозит ему казнью. В престольной палате Иоанн прини­мает поль­ского посла Гара­бурду. Требо­вания Батура столь унизи­тельны (вывести из земли Ливон­ской полки и отдать Польше Смоленск, Полоцк, Новгород и Псков), что, при общем ропоте, царь впадает в бешен­ство и, выслушав пригла­шение поль­ского короля к едино­бор­ству, соби­ра­ется затра­вить его посла соба­ками и швыряет в него топором. Гара­бурда заме­чает, что Иоанну неиз­вестны новости о сокру­шении русских полков на границе, о взятии шведами Наровы и о совместном их с Батуром походе на Новгород, и, посулив Иоанну встречу с королем в Москве, уходит. Вбежавший Годунов подтвер­ждает все сооб­щения Гара­бурды, но царь велит пове­сить лживых гонцов и служить по всем церквам победные молебны.

На площади в Замоск­во­речье толпа волну­ется перед лабазом, возму­щаясь ценою на хлеб, приста­вами, беру­щими взятки, и тем, что царь не казнит обид­чиков. Появ­ля­ется Кикин, одетый стран­ником, винит Году­нова и ссыла­ется на Божье знаменье, «кровавую, хвостатую звезду». Он говорит, что в Киеве видел чудо: Софий­ский крест в огне и глас, призы­вавший восстать на Году­нова Слышны голоса в защиту Году­нова, голоса, призы­ва­ющие бить защит­ников, и, наконец, голос Битя­гов­ского, явля­ю­ще­гося в кафтане нарас­пашку с удалой песней на устах. Он расска­зы­вает, что Шуйский с Бель­ским соби­ра­лись отра­вить царя, но Годунов бросил отрав­ленный пирог собаке. Когда Битя­гов­скому в недо­умении указы­вают на стран­ника, видев­шего чудо, он назы­вает его по имени и говорит, что тот подо­слан нарочно. Появ­ля­ется Григорий Годунов, объяв­ля­ющий, что Борис Годунов скупает все запасы из собственной казны и завтра раздаст их безде­нежно. Народ броса­ется на Кикина. В царских покоях царица, сестра Году­нова Ирина и его жена Мария глядят на комету. Царь смотрит на нее с крыльца. Приве­зены волхвы и ворожеи разга­дать, для чего явилась комета. Появ­ля­ется Иоанн и заяв­ляет, что понял знаменье: комета возве­щает его смерть. Он просит прощения у царицы и, желая точно знать время кончины, чтоб не умереть без пока­яния, призы­вает волхвов. Они назы­вают Кириллин день. По требо­ванию царя Годунов читает синодик, где пере­чис­лены его жертвы, Иоанн допол­няет список. Приез­жает дворецкий из Слободы с сооб­ще­нием, что в зимний день от удара молнии сгорел дворец. Потря­сенный Иоанн просит у всех прощения, исступ­ленно молится и спра­ши­вает Федора, как тот соби­ра­ется править, но Федор просит поста­вить кого-нибудь другого на царство. Приносят две грамоты: о прибли­жении хана к Москве и восстании вокруг Казани. Приводят схим­ника, трид­цать лет живу­щего в затвор­ни­че­стве. Иоанн, остав­шись с ним наедине, говорит о постигших Русь бедствиях и просит совета. Схимник назы­вает многих людей, способных проти­во­стоять врагу, — все они погуб­лены царем. Он говорит о царе­виче, но и царевич мертв. Проводив схим­ника, Иоанн принуж­дает бояр Мсти­слав­ского, Бель­ского, Заха­рьина и Году­нова цело­вать крест в том, что они будут служить Федору, и пятым назна­чает Ивана Петро­вича Шуйского, буде тот уцелеет под Псковом. Он отправ­ляет послов в Литву заклю­чить с Батуром мир на самых унизи­тельных усло­виях, полагая, что после его смерти Батур потре­бует еще больше, и желая своим неслы­ханным униже­нием иску­пить грехи.

В Кириллин день царю лучше. Годунов тайно вызы­вает ворожей, и они говорят, что день еще не кончился. Году­нову же пред­ре­кают царский престол, поми­нают три отде­ля­ющие его от величия звезды и его глав­ного таин­ствен­ного против­ника («слаб, но могуч — безвинен, но виновен — сам и не сам», «убит, но жив»). Приходит доктор Якоби, отве­ча­ющий Году­нову, что царя необ­хо­димо уберечь от раздра­жений, и для того Бель­ский созвал скомо­рохов. Годунов прини­мает Битягов-ского и узнает, что народ озлоблен против Шуйского с Бель­ским. Тем временем Иоанн рассмат­ри­вает сокро­вища, приис­кивая подарки англий­ской королеве и невесте, близ царя крутится шут, в соседних покоях скомо­рохи ожидают знака. Царь назавтра назна­чает казнь волхвам и посы­лает Бориса объявить им об этом. Он торже­ствует, но подо­зри­телен и склонен к раздра­жению; сев играть в шахматы с Бель­ским, роняет короля. Возвра­ща­ется Годунов и, доведя царя до исступ­ленья много­зна­чи­тельным молча­ньем, объяв­ляет ответ волхвов, что их наука досто­верна и что Кириллин день еще не миновал. В гневе Иоанн назы­вает Году­нова измен­ником, обви­няет его в поку­шении на жизнь свою, зовет палачей и падает. Общее смятение. Царь кличет духов­ника, бояре — докторов, по ошибке вбегают скомо­рохи. Иоанн умирает. Народ на площади кричит, что царя извели отравой Шуйский с Бель­ским, и расте­рянный Федор препо­ру­чает объяс­нения Году­нову. Годунов отправ­ляет бояр в ссылку, Мсти­слав­ского, коего наряду с Нагими Битя­гов­ский обви­няет в смуте, в мона­стырь, Нагих — в УГЛИЧ вместе с царицею и Димит­рием. Федор, рыдая, обни­мает Году­нова. Народ на площади славит обоих.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.698 ms