Князь Серебряный

Краткое содержание рассказа
Читается за 15 минут(ы)

Начиная повест­во­вание, автор объяв­ляет, что главная его цель — пока­зать общий характер эпохи, её нравов, понятий, веро­ваний, и потому он допу­стил отступ­ления от истории в подроб­но­стях, — и заклю­чает, что важнейшим чувством его было него­до­вание: не так на Иоанна, как на обще­ство, на него не него­ду­ющее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Рома­нович Сереб­ряный, возвра­щаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подпи­сать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за уверт­ли­вости литов­ских дипло­матов и собствен­ного прямо­душия, подъ­ез­жает к дере­веньке Медве­девке и застает там празд­ничные веселья. Вдруг наез­жают оприч­ники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь прини­мает их за разбой­ников, повя­зы­вает и сечет, несмотря на угрозы глав­ного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбой­ников к губному старосте, он отправ­ля­ется дальше с стре­мянным Михе­ичем, два отбитых им у оприч­ников плен­ника берутся сопро­вож­дать его. В лесу, оказав­шись разбой­ни­ками, они обере­гают князя с Михе­ичем от собственных това­рищей, приводят на ночлег к мель­нику и, сказав­шись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мель­ницу приез­жает князь Афанасий Вязем­ский и, сочтя Мель­ни­ковых посто­яльцев спящими, клянет свою безот­ветную любовь, требует приво­ротных трав, угрожая мель­нику, принуж­дает его вызнать, нет ли у него счаст­ли­вого сопер­ника, и, получив слишком опре­де­ленный ответ, в отча­янье уезжает. Его зазноба Елена Дмит­ри­евна, дочь околь­ни­чего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избе­жать домо­га­тельств Вязем­ского, нашла спасение в заму­же­стве за старым боярином Дружиной Адре­евичем Моро­зовым, хоть и не имела к нему распо­ло­жения, любя Сереб­ря­ного и даже дав ему слово, — но Сереб­ряный был в Литве. Иоанн, покро­ви­тель­ствуя Вязем­скому, гневясь на Моро­зова, бесче­стит его, пред­лагая на пиру сесть ниже Году­нова, и, получив отказ, объяв­ляет его опальным. Меж тем в Москве вернув­шийся Сереб­ряный видит множе­ство оприч­ников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо имену­ющих себя «царскими слугами». Встре­ченный блаженный Вася назы­вает его братом, тоже юродивым, и пред­ре­кает недоброе у боярина Моро­зова. К нему, давнему своему и роди­тель­скому другу, отправ­ля­ется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокош­нике. Морозов расска­зы­вает об оприч­нине, доносах, казнях и пере­езде царя в Алек­сан­дров­скую слободу, куда, по убеж­дению Моро­зова на верную смерть, соби­ра­ется Сереб­ряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяс­нив­шись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приез­жает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и висе­лицы. Пока Сереб­ряный ожидает на дворе дозво­ления войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоруж­ного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира пригла­шенный князь гадает, известно ли царю о Медве­девке, как он явит гнев свой, и дивится страш­ному окру­жению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отрав­ленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпи­вает доброе, по счастью, вино. Посе­редь роскош­ного пира царь расска­зы­вает Вязем­скому сказку, в иноска­за­ниях коей тот видит свою любовную историю и угады­вает разре­шение царя увезти Елену. Явля­ется помятый Хомяк, расска­зы­вает случай в Медве­девке и указы­вает на Сереб­ря­ного, коего волокут казнить, но за него засту­па­ется Максим Скуратов, и возвра­щенный князь, рассказав о бесчин­ствах Хомяка в деревне, прощен — до следу­ющей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе нака­зания. Ночью Максим Скуратов, объяс­няясь с отцом и не найдя пони­мания, тайно бежит, а царя, устра­шен­ного расска­зами мамки Онуфревны об адовом пекле и начав­шейся грозой, посе­щают образы им убиенных. Подняв благо­ве­стом оприч­ников, обла­чив­шись в иноче­скую рясу, он служит заут­реню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, посто­ян­ными насмеш­ками над Малютою вызы­вает его мщение: Малюта пред­став­ляет его царю заго­вор­щиком, и тот велит, исхитив царе­вича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбира­ю­щаяся там об эту пору шайка разбой­ников, среди коих Перстень и Коршун, прини­мает попол­нение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, непо­во­рот­ли­вого дурня с подлинно бога­тыр­скою силой, из-под Коломны. Перстень расска­зы­вает о знакомце своем, волж­ском разбой­нике Ермаке Тимо­фе­е­виче. Дозорные сооб­щают о прибли­жении оприч­ников. Князь Сереб­ряный в Слободе толкует с Году­новым, не умея взять в толк тонкости его пове­дения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказы­вать? Прибе­гает Михеич, видевший царе­вича, пленен­ного Малютой с Хомяком, и Сереб­ряный броса­ется в погоню.

Далее в повест­во­вание впле­та­ется старинная песня, трак­ту­ющая то же событие. Нагнав Малюту, Сереб­ряный дает ему оплеуху и всту­пает в бой с оприч­ни­ками, а на подмогу явля­ются разбой­ники. Оприч­ники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Моро­зову приез­жает с оприч­ни­ками Вязем­ский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и пригла­шенный ради такой радости Сереб­ряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разгля­девший собе­сед­ника, пола­гает, что это Вязем­ский или Сереб­ряный, и зате­вает «поце­луйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Сереб­ряный прони­кает в его замысел, но не волен избе­жать обряда. Целуя Сереб­ря­ного, Елена лиша­ется чувств. К вечеру у Елены в опочи­вальне Морозов попре­кает её изменой, но врыва­ется с подруч­ными Вязем­ский и увозит её, сильно, впрочем, изра­ненный Сереб­ряным. В лесу, ослабев от ран, Вязем­ский теряет сознание, а Елену обезу­мевший конь приносит к мель­нику, и тот, дога­дав­шись, кто она, скры­вает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре оприч­ники приносят окро­вав­лен­ного Вязем­ского, мельник заго­ва­ри­вает ему кровь, но, устрашив оприч­ников всякою чертов­щиной, от ночлега их отвра­щает. Назавтра приез­жает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошен­ного в узилище оприч­ни­ками. Мельник указы­вает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвра­щении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправ­ля­ются в Слободу.

В тюрьму же к Сереб­ря­ному приходят Малюта с Году­новым вести допрос. Малюта, вкрад­чивый да ласковый, нате­шив­шись отвра­ще­нием князя, хочет вернуть ему поще­чину, но Годунов удер­жи­вает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Сереб­ряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, пона­чалу отли­чив­шийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с прили­че­ству­ю­щими случаю угро­зами. На дороге царь встре­чает слепых песен­ников и, пред­вкушая потеху и наскуча преж­ними сказоч­ни­ками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун расска­зы­вает историю своего злодей­ства, что уж двадцать лет лишает его сна, и пред­ве­щает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна преду­пре­ждает царя, что новые сказоч­ники подо­зри­тельны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призы­вает. Перстень, часто преры­ва­емый Иоанном, зате­вает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голу­биной книге, приме­чает, что царь заснул. В изго­ловье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призы­вает стражу, коя, схватив Коршуна, упус­кает Перстня. Тот, убегая, наты­ка­ется на Митьку, открыв­шего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назна­чена на утро, бежать отка­зы­ва­ется, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приез­жает в мона­стырь, просит испо­ве­даться, винится в нелюбви к госу­дарю, непо­чи­тании отца своего и полу­чает прощение. Вскоре он уезжает, пред­по­лагая отра­жать набеги татар, и встре­чает Трифона с пойманным Адра­ганом. Его он просит покло­ниться матушке и не сказы­вать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбой­ники. Добрая их поло­вина бунтует, недо­вольная потерей Коршуна и приоб­ре­те­нием Сереб­ря­ного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подби­вают князя. Князь осво­бож­дает Максима, берет на себя началь­ство над станич­ни­ками и убеж­дает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять пона­чалу врага, но силы слишком неравны, и только появ­ление Федора Басма­нова с разно­шерстным войском спасает Сереб­ря­ному жизнь. Максим, с коим они побра­та­лись, поги­бает.

На пиру в шатре Басма­нова Сереб­ря­ному откры­ва­ется вся двулич­ность Федора, отваж­ного воина, лука­вого клевет­ника, наглого и низкого царева приспеш­ника. После разгрома татар разбой­ничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Сереб­ряным, отправ­ля­ется в Слободу за царским проще­нием, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вязем­ского и обви­няет его в колдов­стве. Явля­ется Морозов, жалуясь на Вязем­ского. На очной ставке тот заяв­ляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Моро­зову, назна­чает им «суд Божий»: биться в Слободе с усло­вием, что побеж­денный будет казнен. Вязем­ский, опасаясь, что Бог даст победу старому Моро­зову, едет к мель­нику заго­во­рить саблю и застает, остав­шись неза­метным, там Басма­нова, прие­хав­шего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заго­ворив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вязем­ского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Насту­пает день поединка. Среди толпы явля­ются Перстень с Митькою. Выехав против Моро­зова, Вязем­ский падает с лошади, его прежние раны откры­ва­ются, и он срывает с себя Мель­ни­кову ладанку, должную обес­пе­чить победу над Моро­зовым. Он выстав­ляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отка­зы­ва­ется биться с наймитом и выис­ки­вает замену. Вызы­ва­ется Митька, узнавший в Хомяке похи­ти­теля невесты. Он отка­зы­ва­ется от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вязем­ского, царь пока­зы­вает ему ладанку и обви­няет его в колдов­стве против себя. В тюрьме Вязем­ский говорит, что видел её у колдуна Басма­нова, замыш­ляв­шего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басма­нова, открыв на груди его ладанку, царь ввер­гает в узилище. Моро­зову, пригла­шен­ному к царскому столу, Иоанн пред­ла­гает вновь место после Году­нова, а выслушав отпо­ведь его, жалует Моро­зову шутов­ской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и преду­пре­ждает, каким уроном для госу­дар­ства, по его мнению, обер­нется Иоан­ново прав­ление. Приходит день казни, на Красной площади вырас­тают страшные орудия и сбира­ется народ. Казнены Морозов, Вязем­ский, Басманов, отец, на кото­рого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явив­шийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навле­кает на себя царский гнев. Народ не дает убить блажен­ного.

После казней в Слободу приез­жает князь Сереб­ряный с отрядом станич­ников и пона­чалу приходит к Году­нову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опаль­ником, но примечая, что после казни царь помягчал, объяв­ляет о добро­вольном возвра­щении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, расска­зы­вает о битве с тата­рами и просит о милости для станич­ников, выго­ва­ривая им право служить, где укажут, но не в оприч­нине, среди «кромеш­ников». Сам он также отка­зы­ва­ется вписаться в оприч­нину, царь назна­чает его воеводой при сторо­жевом полку, в который опре­де­ляет его же разбой­ников, и теряет к нему интерес. Князь посы­лает Михеича в мона­стырь, куда удали­лась Елена, чтобы удер­жать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станич­ни­ками прися­гают царю, Михеич скачет в мона­стырь, куда он доставил Елену от мель­ника. Думая о грядущем счастии, Сереб­ряный едет вослед, но Михеич при встрече сооб­щает, что Елена постриг­лась. Князь едет в мона­стырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдо­кией, объяе­няет, что между ними кровь Моро­зова и они не могли бы быть счаст­ливы. Простив­шись, Сереб­ряный со своим отрядом отправ­ля­ется нести дозор, и только сознание выпол­ня­е­мого долга и ничем не омра­ченной совести сохра­няет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие проро­че­ства Моро­зова сбыва­ются, на границах своих терпит Иоанн пора­жения, и только на востоке расши­ря­ются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Стро­га­новых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибы­вает Ерма­ково посоль­ство. Приведший его Иван Кольцо оказы­ва­ется Перстнем, и по спут­нику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая убла­жить Перстня, царь призы­вает былого това­рища его, Сереб­ря­ного. Но воеводы ответ­ствуют, что тот погиб еще семна­дцать лет назад. На пиру у Году­нова, вошед­шего в большую силу, Перстень расска­зы­вает много дивного о поко­ренной Сибири, возвра­щаясь опеча­ленным сердцем к погиб­шему князю, пьет в его память. Завершая повест­во­вание, автор призы­вает простить царю Иоанну его злоде­яния, ибо не один он несет за них ответ­ствен­ность, и заме­чает, что люди, подобные Моро­зову и Сереб­ря­ному, явля­лись тоже нередко и умели среди окру­жав­шего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.427 ms