Живой труп

Краткое содержание рассказа
Читается за 7 минут(ы)

Елиза­вета Андре­евна Прота­сова реша­ется расстаться с мужем, Федором Васи­лье­вичем, образ жизни кото­рого стано­вится для нее невы­носим: Федя Протасов пьет, прома­ты­вает свое и женино состо­яние. Мать Лизы одоб­ряет её решение, сестра Саша — кате­го­ри­чески против расста­вания с таким удиви­тельным, хотя и со слабо­стями, чело­веком, как Федя. Мать пола­гает, что, получив развод, Лиза соединит свою судьбу с другом детства Виктором Михай­ло­вичем Каре­ниным. Лиза пред­при­ни­мает последнюю попытку вернуть мужа и для этого посы­лает к нему Каре­нина Тот находит Прота­сова у цыган, в обще­стве нескольких офицеров. Слушая любимые свои песни «Кана­вела», «Час роковой», «Не вечерняя», Федя заме­чает: «И зачем может человек дохо­дить до этого восторга, а нельзя продол­жать его?» Он отвер­гает просьбу жены вернуться в семью.

Все говорит за то, что Лиза Прота­сова должна соеди­нить свою судьбу с Виктором Каре­ниным: тот любит её с детства, она в глубине души отве­чает ему взаим­но­стью; Виктор любит и её малень­кого сына Мишечку. Мать Виктора, Анна Дмит­ри­евна, тоже была бы рада видеть Лизу женою своего сына, если бы не связанные с этим тяжелые обсто­я­тель­ства.

В Федю влюб­ля­ется цыганка Маша, пение которой он так любит. Это вызы­вает возму­щение её роди­телей, которые считают, что барин погубил их дочь. Маша тоже пыта­ется убедить Федю пожа­леть жену и вернуться домой. Тот отвер­гает и эту просьбу — уверенный, что живет теперь в согласии с сове­стью. Уйдя из семьи, в одино­че­стве, Протасов начи­нает писать. Он читает Маше начало своей прозы: «Поздней осенью мы сгово­ри­лись с това­рищем съехаться у Мурыги-ной площадки. Площадка эта был крепкий остров с силь­ными вывод­ками. Был темный, теплый, тихий день. Туман...»

Виктор Каренин через князя Абрез­кова пыта­ется узнать о даль­нейших наме­ре­ниях Прота­сова. Тот подтвер­ждает, что готов на развод, но не способен на связанную с этим ложь. Федя пыта­ется объяс­нить Абрез­кову, отчего не может вести добро­по­ря­дочную жизнь: «А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. А уж быть пред­во­ди­телем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно... И, только когда выпьешь, пере­станет быть стыдно». Он обещает через две недели устра­нить препят­ствия к браку Лизы и Каре­нина, кото­рого считает поря­дочным и скучным чело­веком.

Чтобы осво­бо­дить жену, Федя пыта­ется застре­литься, даже пишет прощальное письмо, но не находит в себе сил для этого поступка. Цыганка Маша пред­ла­гает ему инсце­ни­ро­вать само­убий­ство, оставив на берегу реки одежду и письмо. Федя согла­ша­ется.

Лиза и Каренин ожидают изве­стий от Прота­сова: тот должен подпи­сать прошение о разводе. Лиза говорит Виктору о своей любви без раска­яния и без возврата, о том, что из её сердца исчезло все, кроме любви к нему. Вместо подпи­сан­ного прошения секре­тарь Каре­нина, Возне­сен­ский, приносит письмо от Прота­сова. Тот пишет, что чувствует себя посто­ронним, меша­ющим счастью Лизы и Виктора, но не может лгать, давать взятки в конси­стории, чтобы полу­чить развод, и поэтому хочет физи­чески уничто­житься, таким образом осво­бодив всех. В последних строках прощаль­ного письма он просит помочь какому-то слабому, но хоро­шему часов­щику Евге­ньеву. Потря­сенная этим письмом, Лиза в отча­янии повто­ряет, что любит одного только Федю.

Через год в грязной комнате трак­тира сидит опустив­шийся, оборванный Федя Протасов и разго­ва­ри­вает с худож­ником Петуш­ковым. Федя объяс­няет Петуш­кову, что не мог выбрать для себя ни одну судьбу из тех, которые возможны для чело­века его круга: ему было противно служить, нажи­вать деньги и таким образом «увели­чи­вать ту пакость, в которой живешь», но он и не был героем, способным разру­шать эту пакость. Поэтому ему оста­ва­лось только забыться — пить, гулять, петь; что он и делал. В своей жене, идеальной женщине, он не находил того, что зовется изюминкой; в их жизни не было игры, без которой невоз­можно забыться. Федя вспо­ми­нает цыганку Машу, которую он любил — более всего за то, что оставил её, и таким образом сделал ей добро, а не зло. «А ведь ты знаешь, — говорит Федя, — мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали».

Протасов расска­зы­вает Петуш­кову историю своего превра­щения в «живой труп», после чего его жена смогла выйти замуж за добро­по­ря­доч­ного, любя­щего её чело­века. Этот рассказ подслу­ши­вает случайно оказав­шийся побли­зости Арте­мьев. Он начи­нает шанта­жи­ро­вать Федю, пред­лагая ему требо­вать от жены денег в обмен на молчание. Протасов отка­зы­ва­ется; Арте­мьев отдает его в руки горо­до­вого.

В деревне, на террасе, обвитой плющом, бере­менная Лиза ожидает приезда мужа, Виктора Каре­нина. Тот привозит из города письма, среди которых оказы­ва­ется и бумага от судеб­ного следо­ва­теля с сооб­ще­нием о том, что Протасов жив. Все в отча­янии.

Судебный следо­ва­тель снимает пока­зания с Лизы и Каре­нина. Они обви­ня­ются в двое­брачии и в том, что знали об инсце­ни­ровке Прота­совым само­убий­ства. Дело ослож­ня­ется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мертвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регу­лярно посылал деньги в Саратов, и теперь отка­зы­ва­ется объяс­нить, кому они пред­на­зна­ча­лись. Хотя деньги пере­сы­ла­лись на подставное лицо, именно в Сара­тове проживал все это время Протасов.

Приве­денный для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следо­ва­теля, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следо­ва­тель мучает их всех лишь для того, чтобы пока­зать свою власть над ними, не понимая проис­хо­дившей в них духовной борьбы.

Во время суда Федя нахо­дится в каком-то особенном возбуж­дении. В пере­рыве его прежний прия­тель Иван Петрович Алек­сан­дров пере­дает ему пистолет. Узнав, что второй брак его жены будет расторгнут, а ему и Лизе грозит ссылка в Сибирь, Протасов стре­ляет себе в сердце. На звук выстрела выбе­гают Лиза, Маша, Каренин, судьи и подсу­димые. Федя просит прощения у Лизы за то, что не мог иначе «распу­тать» её. «Как хорошо... Как хорошо...» — повто­ряет он перед смертью.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.187 ms