Холстомер

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

На заре с барского конного двора выго­няют на луг лошадей. Из всего табуна выде­ля­ется серьезным, задум­чивым видом старый пегий мерин. Он не выка­зы­вает нетер­пения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его осед­лает старик Нестер, и с грустью наблю­дает проис­хо­дящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер рассед­лы­вает мерина и чешет его под шеей, считая, что лошади это приятно. Мерин же не любит этого чесанья, но из дели­кат­ности притво­ря­ется благо­дарным чело­веку, закры­вает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьет мерина пряжкой узды по сухой ноге. Этот непо­нятный злой поступок огор­чает мерина, но он не подает вида. В отличие от чело­века, пове­дение старой лошади испол­нено досто­ин­ства и спокойной мудрости. Когда молодые лошади дразнят мерина и делают ему непри­ят­ности — бурая кобылка мутит воду перед самым носом, другие толкают и не дают проходу, — он прощает своих обид­чиков с неиз­менным досто­ин­ством и молча­ливой гордо­стью.

Несмотря на оттал­ки­ва­ющие признаки дрях­лости, фигура пегого мерина хранит в себе спокой­ствие былой красоты и силы. Его старость — вели­че­ственная и гадкая одновре­менно. И это вызы­вает у лошадей него­до­вание и презрение. «Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут пред­ста­вить». И всю ночь на конном дворе, пови­нуясь стад­ному инстинкту, весь табун гоняет старого мерина, слышатся удары копыт о худые бока и тяжелое крях­тение. И мерин не выдер­жи­вает, оста­нав­ли­ва­ется в бессильном отча­янии и начи­нает рассказ о своей жизни. Рассказ длится пять ночей, а в пере­рывах, днем, лошади уже почти­тельно обра­ща­ются с мерином.

Он рожден от Любез­ного первого и Бабы. По родо­словной его имя — Мужик первый, а по-улич­ному — Холстомер. Так люди назы­вают его за длинный и разма­ши­стый ход. С первых дней жизни он чувствует любовь матери и то удив­ление, которое вызы­вает у окру­жа­ющих. Он пегий, необычный, не такой, как все. Первое горе в жизни — потеря любви матери, которая уже носит в себе мень­шого брата. Первая любовь к красивой кобылке Вязо­пу­рихе обры­ва­ется, закон­чив­шись самой важной пере­меной в жизни Холсто­мера — его выхо­ла­щи­вают, чтобы не продол­жать в роду пегости. Его отличие от всех порож­дает склон­ность к серьез­ности и глубо­ко­мыслию. Молодой мерин заме­чает, что люди руко­вод­ству­ются в жизни не делами, а словами. И главное среди слов — «мое». Это слово изме­няет пове­дение людей, застав­ляет их часто лгать, притво­ряться и не быть тем, чем они явля­ются на самом деле. Это слово было виной тому, что мерина пере­дают из рук в руки. Хотя он обходит знаме­ни­того рысака Лебедя, Холсто­мера все-таки продают барыш­нику: из-за того, что он пегий и принад­лежит не графу, а коню­шему.

Его поку­пает гусар­ский офицер, у кото­рого мерин проводит лучшее время своей жизни. Хозяин красив, богат, холоден и жесток — и зави­си­мость от такого чело­века делает любовь к нему Холсто­мера особенно сильной. Хозяину нужна именно необьиная лошадь, чтобы еще больше выде­ляться в свете, ездить к любов­нице, нестись по Кузнец­кому, чтобы все сторо­ни­лись и огля­ды­ва­лись. И Холстомер служит безза­ветно, думая: «Убей, загони меня, <...> я тем буду счаст­ливее». Он любу­ется хозя­ином и собой рядом с ним. Но в один черный день любов­ница бросает офицера, уезжает с другим. Гусар, в погоне за ней, заго­няет Холсто­мера. Тот дрожит всю ночь и не может есть. Наутро ему дают воды, и он навек пере­стает быть той лошадью, какою был. Холсто­мера продают барыш­нику, потом старушке, крас­но­рядцу, мужику, цыгану и, наконец, здеш­нему приказ­чику.

Когда табун в следу­ющий вечер возвра­ща­ется с луга, хозяин пока­зы­вает лучших, самых дорогих лошадей прие­хав­шему гостю. Гость нехотя хвалит. Проходя мимо Холсто­мера, он хлопает его по крупу и говорит, что такой же «расписной» мерин был и у него когда-то. Холстомер узнает в обрюзгшем старике своего бывшего люби­мого хозяина-гусара.

В барском доме, в роскошной гостиной, за чаем сидят хозяин, хозяйка и гость. Бывшему гусару Никите Серпу­хов­скому теперь за сорок. Когда-то очень красивый, сейчас он опустился «физи­чески, и морально, и денежно». Он промотал состо­яние в два миллиона и еще должен сто двадцать тысяч. И поэтому вид счастья моло­дого хозяина унижает Серпу­хов­ского. Он стара­ется вести разговор о своем прошлом, когда был красив, богат, счастлив. Хозяин пере­би­вает его и говорит о своей нынешней жизни, хвастая тем, что имеет. Этот скучный для обоих разговор, в котором они не слышат друг друга, продол­жа­ется до утра, пока Серпу­хов­ской не напи­ва­ется и, шатаясь, не уходит спать. У него не хватает сил даже раздеться до конца — в одном неснятом сапоге он валится на кровать и храпит, наполняя комнату запахом табака, вина и грязной старости.

Ночью табунщик Васька на Холсто­мере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину пере­ходит короста. Через пять дней Холсто­мера не гонят в поле, а ведут за сарай. Когда ему пере­ре­зают горло, ему кажется, что вместе с большой струей крови выходит из него вся тяжесть жизни. С него снимают шкуру. Собаки, воронье и коршуны растас­ки­вают конину, ночью приходит и волчица; через неделю у сарая валя­ются только кости. Но и эти кости уносит потом мужик и пускает их в дело.

«Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпу­хов­ского убрали в землю гораздо после». И спря­тать туда гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычи­щенных сапогах, — было лишним, ненужным затруд­не­нием для людей.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.63 ms