Золотой ключик, или Приключения Буратино

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Давным-давно в некоем городке на берегу Среди­зем­ного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарман­щику Карло гово­рящее полено, которое, видите ли, не желает, чтобы его тесали. В бедной каморке под лест­ницей, где даже очаг и тот был нари­сован на куске старого холста, Карло выре­зает из полена маль­чишку с длинным носом и дает ему имя Бура­тино. Он продает свою куртку и поку­пает дере­вян­ному сыночку азбуку, чтобы тот мог учиться. Но в первый же день по пути в школу мальчик видит кукольный театр и продает азбуку, чтобы купить билет. Во время пред­став­ления в бала­ган­чике грустный Пьеро, задорный Арлекин и другие куклы неожи­данно узнают Бура­тино. Пред­став­ление комедии «Девочка с голу­быми воло­сами, или Трид­цать три подза­тыль­ника» сорвано. Хозяин театра, он же драма­тург и режиссер Карабас Барабас, похожий на боро­да­того кроко­дила, хочет сжечь дере­вян­ного нару­ши­теля спокой­ствия. Тут просто­душный Бура­тино к случаю расска­зы­вает про нари­со­ванный очаг у папы Карло, и внезапно подоб­ревший Карабас дает Бура­тино пять золотых монет. Главное, просит он, никуда не пере­ез­жать из этой каморки. На обратной дороге Бура­тино встре­чает двух нищих — лису Алису и кота Базилио. Узнав про монеты, они пред­ла­гают Бура­тино отпра­виться в прекрасную Страну Дураков. Из зако­панных там на Поле Чудес денежек будто бы вырас­тает к утру целое денежное дерево. По пути в Страну Дураков Бура­тино теряет своих спут­ников, и на него в ночном лесу напа­дают разбой­ники, подо­зри­тельно похожие на лису и кота. Бура­тино прячет монеты в рот, и, чтобы вытрясти их, граби­тели вешают маль­чишку на дереве вниз головой и удаля­ются. Утром его обна­ру­жи­вает Маль­вина, девочка с голу­быми воло­сами, вместе с пуделем Арте­моном сбежавшая от Кара­баса Бара­баса, притес­няв­шего бедных кукольных актеров. С чисто деви­чьим энту­зи­азмом она берется за воспи­тание неоте­сан­ного маль­чишки, что конча­ется его водво­ре­нием в темный чулан. Оттуда его выводит летучая мышь, и, встре­тив­шись с лисой и котом, довер­чивый Бура­тино наконец-то доби­ра­ется до Поля Чудес, почему-то похо­жего на свалку, зака­пы­вает монеты и садится ждать урожая, но Алиса и Базилио коварно напус­кают на него местных поли­цей­ских буль­догов, и те сбра­сы­вают безмозг­лого дере­вян­ного маль­чишку в реку. Но чело­вечек, сделанный из полена, утонуть не может. Пожилая чере­паха Тортила откры­вает Бура­тино глаза на алчность его прия­телей и дарит ему золотой ключик, который некогда уронил в реку человек с длинной бородой. Ключик должен открыть какую-то дверцу, и это принесет счастье. Возвра­щаясь из Страны Дураков, Бура­тино спасает пере­пу­ган­ного Пьеро, также сбежав­шего от Кара­баса, и приводит его к Маль­вине. Пока влюб­ленный Пьеро безуспешно пыта­ется утешить Маль­вину своими стиш­ками, на опушке леса начи­на­ется страшный бой. Храбрый пудель Артемон вместе с лесными птицами, зверями и насе­ко­мыми лупят нена­вистных поли­цей­ских собак. Пытаясь схва­тить Бура­тино, Карабас прикле­и­ва­ется бородой к смоли­стой сосне. Враги отсту­пают. Бура­тино подслу­ши­вает в трак­тире разговор Кара­баса с торговцем пияв­ками Дуре­маром и узнает великую тайну: золотой ключик откры­вает дверцу, спря­танную за нари­со­ванным очагом в каморке Карло. Друзья спешат домой, отпи­рают дверцу и только успе­вают захлоп­нуть её за собой, как в каморку врыва­ются поли­цей­ские с Кара­басом Бара­басом. Подземный ход приводит наших героев к сокро­вищу — это изуми­тельной красоты... театр. Это будет новый театр, без режис­сера с плеткой-семи­хвосткой, театр, в котором мари­о­нетки стано­вятся насто­я­щими акте­рами. Все, кто еще не сбежали от Кара­баса, пере­бе­гают в театр Бура­тино, где весело играет музыка, а голодных арти­стов ждет за кули­сами горячая баранья похлебка с чесноком. Доктор кукольных наук Карабас Барабас оста­ется сидеть в луже под дождем.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 65.288 ms