Орас

Краткое содержание рассказа
Читается за 12 минут(ы)

Действие разво­ра­чи­ва­ется непо­сред­ственно после уста­нов­ления Июль­ской монархии.

Девят­на­дца­ти­летний Opac Дюмонте, сын мелкого провин­ци­аль­ного чинов­ника, получив звание бака­лавра, приез­жает в Париж. Роди­тели отка­зы­вают себе во всем, чтобы обес­пе­чить сыну приличное содер­жание и дать ему возмож­ность выбиться в люди.

Opac посту­пает на юриди­че­ский факультет, быстро чувствует отвра­щение к праву, однако не соби­ра­ется зани­маться иной наукой, ибо считает, что только профессия адво­ката явля­ется надежной ступенью на пути к славе. Opac красив, держится изящно и непри­нуж­денно, однако «не всегда в его одежде и манерах прояв­ля­ется безупречный вкус». Один его знакомый утвер­ждает, что тот «пози­рует даже перед мухами». Характер Ораса — это смесь искусно соеди­ненных притвор­ства и есте­ствен­ности, так что невоз­можно разли­чить, где конча­ется одно и начи­на­ется другое.

Opac знако­мится с Теофилем, студентом-медиком, сыном графа де Монд. Орасу лестна дружба с молодым аристо­кратом, тем более что Теофиль часто одал­жи­вает ему деньги. Однако он разо­ча­рован, что подруга Теофиля Эжени всего лишь гризетка. Еще больше удив­ля­ется он дружбе Теофиля со студентом-буяном Жаном Лара­ви­ньером, обла­да­телем «хрип­лого голоса, сорван­ного в первые дни августа 1830 года пением «Марсе­льезы», и с сыном дере­вен­ского сапож­ника Полем Арсеном. Талант­ливый художник, Поль вынужден оста­вить занятия живо­писью и пойти рабо­тать гарсоном в кафе, чтобы прокор­мить родных, отчего Opac еще больше прези­рает его.

Поль давно, с самого детства, тайно влюблен в прекрасную госпожу Пуассон, жену хозяина кафе, где часто соби­ра­ются Теофиль и его друзья. Но госпожа Пуассон — на самом деле работ­ница Марта, родив­шаяся в том же городке, на той же улице, что и Поль Арсен. В свое время комми­во­яжер Пуассон соблазнил её, увез в Париж, но не женился на ней, что не мешает ему быть ревнивым и превра­щать жизнь Марты в ад. Не выдержав, она бежит от нена­вист­ного любов­ника, находит временное убежище у Теофиля и Эжени, а затем, посе­лив­шись в соседней с ними квар­тире, вместе с Эжени откры­вает швейную мастер­скую. Марта не подо­зре­вает, что Поль через Эжени тайно поддер­жи­вает её день­гами, чтобы она ни в чем не нужда­лась.

Opac решает стать писа­телем. У него готовы наброски нескольких романов, поэма, баллада, воде­виль и даже поли­ти­че­ский памфлет. Но сочи­ни­тель­ство — это тоже труд, а рабо­тать Opac как раз и не любит. Слом­ленный своими неуда­чами, он целыми днями возлежит на балконе Теофиля, поку­ривая трубку и мечтая о великой любви.

Посте­пенно Орас начи­нает «нахо­дить прелесть в обще­стве Марты» и однажды объяс­ня­ется ей в любви. Узнав об этом, Эжени, беспо­коясь за подругу, пред­ла­гает Теофилю вывести Ораса в свет, «чтобы отвлечь его от любви или же убедиться в её силе».

Теофиль приводит Ораса к графине де Шайи, старинной прия­тель­нице своего отца, где тот пока­зы­вает себя умным и ориги­нальным собе­сед­ником, хотя и излишне запаль­чивым и шумным. Невестка графини, викон­тесса де Шайи произ­водит на Ораса неиз­гла­димое впечат­ление. Вот женщина, о любви которой он всегда мечтал! Но когда Орас узнает, что в Марту влюблен Арсен, страсть к Марте вспы­хи­вает в нем с новой силой. Но в то же время он «усты­дился своей любви», так как его соперник — сын сапож­ника. Марта в отча­янии, потому что она любит Ораса.

Эжени пыта­ется дока­зать Орасу, что он не готов к семейной жизни, однако Орас убежден, что его чувства столь страстны и пылки, что житей­ские мелочи не смогут поме­шать их с Мартой счастью.

Терзаясь беспоч­венной ревно­стью к Полю, Орас изводит Марту неспра­вед­ли­выми упре­ками. Дока­зывая свою любовь, Марта проводит с Орасом ночь. Выйдя от него ранним утром, она с изум­ле­нием видит дожи­да­ю­ще­гося её Поля. Ни в чем её не упрекая, он прово­жает её домой. Марта пони­мает, что любовь Поля чище и благо­роднее страсти Ораса. Но она не может проти­виться чувству и выби­рает Ораса.

Орасу нравится власт­во­вать над своей возлюб­ленной. Он требует, чтобы Марта прогнала Поля Арсена, который по старой дружбе иногда заходит прове­дать её. Марта умоляет Поля исчез­нуть из её жизни, и несчастный влюб­ленный поко­ря­ется. Сняв комнату в отда­ленном от дома Теофиля и Эжени квар­тале, Орас увозит Марту, запре­щает ей рабо­тать, настра­и­вает против прежних друзей.

Орас рассмат­ри­вает свою возлюб­ленную «как бы сквозь призму различных женских образов, известных ему из прочи­танных книг». Поэтому пресы­щение её любовью для него неиз­бежно, что и случа­ется, когда он стал­ки­ва­ется с житей­скими труд­но­стями. Его осаждают креди­торы, он весь в долгах. Марта пред­ла­гает начать рабо­тать, а для начала зало­жить её новую шаль. Орас возмущен, но уже утром следу­ю­щего дня, прого­ло­дав­шись, находит такое решение разумным. Хозяин комнаты, кото­рому они задол­жали за два месяца, устра­и­вает Орасу скандал. На шум из соседней квар­тиры появ­ля­ется Лара­ви­ньер. Он руча­ется за Ораса перед хозя­ином. Орас зани­мает у Лара­ви­ньера деньги. Несмотря на то что Марта берет работу на дом, денежные затруд­нения все возрас­тают.

Орас продол­жает бездель­ни­чать, чувствуя, что «ему стало рабо­тать еще труднее, чем раньше». Обвиняя береж­ливую возлюб­ленную в «мелочной скаред­ности», он прома­ты­вает и зара­бо­танные ею и присы­ла­емые роди­те­лями деньги. Он уже «не прочь бросить Марту». Она же еще больше утвер­жда­ется в своей любви к нему.

Лара­ви­ньер прини­мает деятельное участие в респуб­ли­кан­ской орга­ни­зации. В нее всту­пает и Поль Арсен, по-преж­нему любящий Марту и утеша­ющий себя тем, что у него «хватит муже­ства сложить голову во имя респуб­лики», Орас также начи­нает верить в успех движения Лара­ви­ньера. Роль заго­вор­щика захва­ты­вает его целиком. Ему нравится «волно­вать Марту», намекая на «опас­ности, которым он вскоре подверг­нется». В будущей респуб­лике он видит себя «великим оратором или влия­тельным публи­ци­стом».

Вспы­хи­вает эпидемия холеры. Орас заболе­вает. Марта разыс­ки­вает Теофиля и умоляет спасти Ораса. Но на следу­ющий день Орас выздо­рав­ли­вает. И Теофиль беспо­ко­ится уже за Марту: он пред­по­ла­гает, что она бере­менна. Орас изводит Марту упре­ками, внушает ей, что испы­ты­вает «непре­одо­лимое отвра­щение к младенцам». Марта исче­зает, написав Орасу, что «ему не грозят скучные заботы и обязан­ности отца».

Лара­ви­ньер сооб­щает Орасу о начале выступ­ления. В это же время отец изве­щает Ораса, что мать тяжело больна. С облег­че­нием найдя уважи­тельную причину для отъезда, Орас уезжает домой.

Теофиль приглашен семейным врачом к графине де Шайи в её родовой замок. Узнав об этом, Орас, возвра­щаясь в Париж, заез­жает прове­дать друга и попа­дает под чары викон­тессы. Они стано­вятся любов­ни­ками. Орасу кажется, что он покорил гордую аристо­кратку своим умом и блестя­щими лите­ра­тур­ными способ­но­стями. На самом же деле опытная кокетка забав­ля­ется с ним, как кошка с мышью.

Скоро Орас начи­нает стра­дать от того, что «его победа вызвала так мало шуму». Он расска­зы­вает о своей связи с викон­тессой Теофилю и Эжени, еще нескольким знакомым. Викон­тесса поры­вает с ним.

В Париже восстание. 5 июня 1832 г. Лара­ви­ньер и Арсен сража­ются на барри­каде возле мона­стыря Сен-Мерри. Изре­ше­ченный пулями, падает Лара­ви­ньер; Поль Арсен, весь изра­ненный, уходит от пресле­до­вания и случайно попа­дает в мансарду, где живет Марта с родив­шимся у нее ребенком. Молодая женщина выха­жи­вает его. Выздо­ровев, Поль оста­ется с Мартой, чтобы помочь ей выбраться из нищеты. Он полу­чает место суфлера в театре, где шьет костюмы Марта. Через неко­торое время Поль стано­вится в театре неза­ме­нимым чело­веком — он рисует вели­ко­лепные деко­рации. Марте неожи­данно дают главную роль, и она имеет необык­но­венный успех. Но она по-преж­нему оста­ется простой и благо­родной женщиной. Предан­ность и любовь Поля наконец вызы­вают в её душе ответное чувство. Поль признает её ребенка. Молодая чета наве­щает Теофиля и Эжени, которые давно считают обоих погиб­шими. Врач и его подруга искренне рады успехам и счастью друзей.

Орас, получив деньги у бога­того прия­теля, выиг­ры­вает огромную сумму и тотчас начи­нает жить на широкую ногу. Беспечная щедрость и «костюм денди, чудесно скры­ва­ющий плебей­ское проис­хож­дение» откры­вают перед Орасом двери свет­ских салонов. Он пишет и издает роман, имеющий «известный успех», подпи­сывая его именем дю Монте. При этом ему даже в голову не приходит вернуть долги.

Удача отво­ра­чи­ва­ется от Ораса. Он пишет второй роман, но тот оказы­ва­ется весьма посред­ственным. Ему не удается жениться на богатой вдове. Он зале­зает в долги. В конце концов его новые свет­ские друзья отво­ра­чи­ва­ются от него. Орас узнает, что его неудачам в немалой степени способ­ствует викон­тесса, не простившая ему болтовни по поводу их связи. Орас разорен, от терпит пора­жение в свете. Найдя приют у Теофиля, он случайно узнает, что Марта и Поль нашли наконец свое счастье, и в нем вспы­хи­вает ревность: он все еще убежден, что Марта любит его одного.

Теофиль, опасаясь за счастье четы Арсен, пред­ла­гает Орасу уехать в Италию и снаб­жает его день­гами. В день отъезда Орас явля­ется к Марте, броса­ется к её ногам и после страст­ного объяс­нения пред­ла­гает ей бежать с ним. Марта отка­зы­ва­ется и даже убеж­дает ею, что ребенок не его, а Поля. Орас выхва­ты­вает кинжал и угро­жает убить Марту, себя и ребенка. Разма­хивая кинжалом, он слегка ранит Марту, а потом пыта­ется зако­лоть себя. Его оста­нав­ли­вает Лара­ви­ньер, чудом уцелевший во время восстания,

Опасаясь обви­нения в убий­стве, Орас бежит из Парижа, не взяв ни вещей, ни денег. Через неко­торое время он присы­лает Теофилю письмо с изви­не­ниями и просьбой прислать кошелек и чемодан.

В Италии Орас не преуспел ни в чем. Он пишет драму, которую осви­сты­вают в театре, нани­ма­ется воспи­та­телем детей, но его быстро уволь­няют за попытки ухажи­вать за их матерью, пишет несколько неудачных романов и мало­ин­те­ресных статей. Наконец, вернув­шись на родину, он закан­чи­вает юриди­че­ское обра­зо­вание и «усердно стара­ется создать себе клиен­туру» у себя в провинции.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.117 ms