Пожар

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Повест­во­вание от третьего лица. Много общих заме­чаний, рассуж­дений публи­ци­сти­че­ского харак­тера. Повест­во­вание также преры­ва­ется воспо­ми­на­ниями.

Март месяц. Иван Петрович — води­тель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встре­чает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.

Горят ОРСовские склады. Иван Петрович сума­тошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устра­и­вался он так, чтоб удобно было жить и поль­зо­ваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размыш­ляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»

Горят обе части склада: и продо­воль­ственная, и промыш­ленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнем возгла­вили два надежных чело­века: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описы­вает огонь как живое суще­ство, главное свой­ство кото­рого — жадность, свире­пость.

Соби­ра­ется началь­ство.

Поселок этот построен леспром­хозом. Его строили не для жизни, а на время, до следу­ю­щего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет дере­вьев, садов.

В поселке не ведется стро­и­тель­ства соци­альных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3-4 года его не оста­нется, рабочие будут рабо­тать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоп­лены при стро­и­тель­стве гидро­элек­тро­станции.

Появ­ля­ется начальник участка Борис Тимо­феич Водников. Он, хоть и руга­ется всегда со всеми, умеет руко­во­дить, и на него можно поло­житься.

Алёна помо­гает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.

Арха­ровцы — бригада оргна­бора (наёмные неместные рабочие). Они явля­ются отри­ца­тель­ными персо­на­жами повести.

Валя-кладов­щица не хочет откры­вать склад, потому что боится, что ей предъ­явят претензии, если имуще­ство разво­руют в панике. Борис Тимо­фе­евич прика­зы­вает арха­ровцам ломать склад. Он ищет началь­ника ОРСа (склада), но вспо­ми­нает, что тот на очередном сове­щании. Иван Петрович сове­тует поста­вить сторожа и старика Хампо, чтобы предот­вра­тить маро­дёр­ство.

Сашка Девятый, один из арха­ровцев, говорит глав­ному герою, оста­нав­ливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, граж­данин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» В этом — все их взаи­мо­от­но­шения. Арха­ровцы — носи­тели лагерных понятий, пред­ста­ви­тели города, где каждый отно­сится к работе как к обязан­ности, увиль­нуть от которой — достойное дело. Поэтому Ивана Петро­вича не любят за его прин­ци­пи­аль­ность. Арха­ровцы у Распу­тина — выра­жение мрачных сторон циви­ли­зации, прогресса.

Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танки­стом. Люди начали поки­дать деревню уже после войны — о затоп­лении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смот­реть на пусте­ющую деревню. Он не стано­вится горо­жа­нином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему пере­ехать в новый поселок — Сосновку (где и проис­ходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся пере­ез­жать и сейчас, хотя совсем не хочется.

Иван Петрович врыва­ется в один из продо­воль­ственных складов. Обильные запасы продо­воль­ствия, посте­пенно разру­ша­емые хаосом паники и жаром, описаны угро­жающе, враж­дебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспром­хозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали пром­то­варные склады, плакали япон­ские кофточки и родные сково­родки — разве столько в срав­нении с выне­сенным оста­нется там, в этом пекле?! Но продо­воль­ственные склады, попустив­шись правым, еще и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, един­ственную на весь леспромхоз, еще года два назад разнесли на запчасти, она только числится на воору­жении...»

Автор (или герой?) рассуж­дает о том, с какого момента жизнь пошла напе­рекос. Всё изме­ни­лось, когда начали рубить лес. Это работа, не требу­ющая души, это разру­шение не только леса, но и чело­века. Сосновка начи­на­лась как нормальная деревня: была взаи­мо­по­мощь, люди обща­лись между собой. Но всё больше и больше стало прихо­дить «легких» людей, которые не хотели обза­во­диться хозяй­ством, а рабо­тали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стес­няясь этого, то сейчас появи­лись целые «бригады» со своими лиде­рами. Ухуд­ша­ется соци­альная обста­новка, растёт преступ­ность. Директор школы Юрий Андре­евич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

В Сосновке не любят добро­со­вестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштра­фовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задер­жали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Анало­гичное отно­шение к Ивану Петро­вичу. Он пытался дока­зать началь­нику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у началь­ника — свои заботы и свои началь­ники. Поэтому ему прихо­дится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.

Иван Петрович живёт в мире абсо­лютных ценно­стей и готов отста­и­вать их активно. Но пред­став­лена и другая жизненная позиция. Афоня Брон­ников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью пода­вать, а не заго­нять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой пози­цией не согласен. Устами Ивана Петро­вича он говорит: «Да ведь опоз­дали, опоз­дали с примером-то! Поздно!»

Когда огонь подо­брался к водке, местные жители и арха­ровцы прояв­ляют чудеса орга­ни­зо­ван­ности: они пере­дают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает расти­тельное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснув­шись: «Гори­ииим!»

Распутин описы­вает психо­ло­ги­че­скую драму в душе Ивана Петро­вича. Жизнь изме­ни­лась. Ценности героя пере­стали осозна­ваться обще­ством как абсо­лютные. Но он не может от них отка­заться и не может понять совре­мен­ность.

Иван Петрович продол­жает спасать муку и сахар. Он пони­мает, что спасти все не удастся, а помощ­ников нет. Он начи­нает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.

Иван Петрович натал­ки­ва­ется на Алёну. Они в ужасе наблю­дают, как грабят остатки пром­то­вар­ного склада.

С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили наве­стить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учитель­ница в каком-то поселке. Вторая дочь — в Иркутске. Сын — летчик, в поселке Сырники под Хаба­ров­ском. Больше всего понра­ви­лось Ивану Петро­вичу у сына: сын следит за домом, выра­щи­вает яблоки, дружит с сосе­дями, родствен­ни­ками жены. Поэтому когда он пред­ложил роди­телям пере­ехать к нему, Иван Петрович согла­сился.

Сосновку уже не спасти. Всё нача­лось с приезда последней бригады арха­ровцев год назад. Они очень спло­ченные, настроены агрес­сивно. Иван Петрович пытался поста­вить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).

Алёна рабо­тала в библио­теке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъ­ем­лемой частью его собственной личности. Распутин идеа­ли­зи­рует их отно­шения: полное взаи­мо­по­ни­мание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.

Ивану Петро­вичу помо­гают таскать муку. Но вдруг помощ­ники исче­зают. Изредка появ­ля­ются пьяные арха­ровцы, но они уже ни на что не способны. Рабо­тают Иван Петрович и Афоня, а также Панте­леев. Вскоре уже не оста­ется времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петро­вича темнеет в глазах.

Дядя Миша Хампо пара­ли­зован с детства. У него не рабо­тала рука, была нару­шена речь. Но «чтобы пони­мать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не пони­мать». Хампо все любили. Он был трудо­любив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкла­ды­вает в это симво­ли­че­ский смысл: Хампо — храни­тель ценно­стей. Когда воров­ство утвер­ди­лось, даже ему, самому совест­ли­вому, пришлось привы­кать.

Жизнь Ивана Петро­вича в Сосновке теряет смысл. Он не может рабо­тать только для достатка. Работа для него — это творение чего-то вечного. Разру­шены нрав­ственные основы, всё смеша­лось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петро­вича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожа­леет: кто же оста­нется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел отве­тить, что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причуд­ливую затею поста­вить памятник Егоровке на поверх­ности водо­хра­ни­лища.

Чем сильнее огонь, тем больше помощ­ников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участ­ники пере­пи­лись. Валя-ключ­ница орёт про то, что много укра­дено, и ей отве­чать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдох­нуть. В пьяном угаре арха­ровцы коло­тушкой убивают Хампо, но Хампо успе­вает зада­вить одного из них (Соню). Лежат два трупа.

Насту­пает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепе­лище оцеп­лено. Иван Петрович идет к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович согла­ша­ется.

Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдох­нуть там и успо­ко­иться. Он чувствует пробуж­дение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблу­див­ше­муся чело­веку.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.285 ms