Цыганы

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Цыган­ский табор кочует по степям Бесса­рабии. У костра цыган­ская семья готовит ужин, невда­леке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Посте­пенно все умол­кает и погру­жа­ется в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появ­ля­ется Земфира вместе с незна­комым старику юношей. Земфира объяс­няет, что встре­тила его за курганом и пригла­сила в табор, что его пресле­дует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно пригла­шает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просы­па­ется и отправ­ля­ется в путь живо­писной толпой. Сердце юноши сжима­ется от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завя­зы­ва­ется разговор. Земфира опаса­ется, что он жалеет об остав­ленной им жизни, но Алеко успо­ка­и­вает её и говорит, что без сожа­ления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, расска­зы­вает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и пора­жа­ется преврат­ности судьбы и эфемер­ности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о поки­нутом. Он водит по деревням медведя и тем зара­ба­ты­вает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира призна­ется, что разлю­била его. Алеко просит её пере­стать петь, но Земфира продол­жает, и тогда Алеко пони­мает, что Земфира неверна ему. Земфира подтвер­ждает самые страшные пред­по­ло­жения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просы­па­ется Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отве­чает, что сидела с отцом, потому что не могла пере­нести вида душевных мучений Алеко, которые он испы­тывал во сне. Алеко призна­ется, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира угова­ри­вает его не верить лукавым снови­де­ниям.

Старый цыган просит Алеко не печа­литься и уверяет, что тоска погубит его. Алеко призна­ется, что причина его печали — равно­душие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен прика­зать сердцу женщины любить одного, как прика­зать луне застыть на месте. Но Алеко, вспо­миная часы любви, прове­денные с Земфирой, безутешен. Он сокру­ша­ется, что «Земфира охла­дела», что «Земфира неверна». В нази­дание старик расска­зы­вает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаим­ности. Но быстро мино­вала моло­дость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спра­ши­вает, как смог старик не отомстить обид­чикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похи­ти­теля и неверной жены. Старик отве­чает, что ничто не в силах удер­жать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отка­заться от своих прав или хоть насла­диться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они услов­ли­ва­ются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробу­див­шись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подо­зренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправ­ля­ется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюб­ленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюб­лен­ного бежать, но Алеко вонзает в него нож... В ужасе Земфира говорит, что прези­рает угрозы Алеко, и прокли­нает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окро­вав­ленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Сопле­мен­ники проща­ются с убитыми и роют для них могилы. В задум­чи­вости сидит старый цыган. После того как тела влюб­ленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с чело­веком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега оста­лась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не пере­но­чевал под её крышей.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.787 ms