Кавказский пленник

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появ­ля­ется всадник, тащащий на аркане русского плен­ника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспо­ми­нает, что с ним, где он, и обна­ру­жи­вает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провел моло­дость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрел рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомо­нился, к плен­нику приходит молодая черке­шенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с плен­ником, плача и не имея возмож­ности расска­зать о своих чувствах.

Много дней подряд окованный пленник пасет стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черке­шенка, приносит кумыс, вино, мед и пшено, делит с ним трапезу и поет песни гор, учит плен­ника своему родному языку. Она полю­била плен­ника первой любовью, но он не в силах отве­тить ей взаим­но­стью, боясь растре­во­жить сон забытой любви.

Посте­пенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили вели­че­ственные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые буше­вали на горных склонах, не досягая высот, где он нахо­дился.

Его внимание привле­кают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, госте­при­им­ство, воин­ствен­ность. Он часами мог любо­ваться, как черкесы джиги­туют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое укра­шает черкеса, и кони, явля­ю­щиеся главным богат­ством черкес­ских воинов. Он восхи­ща­ется воин­ской добле­стью черкесов и их гроз­ными набе­гами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы госте­при­имны и приве­чают усталых путников, застиг­нутых в горах ночной порой или нена­стьем.

Наблю­дает пленник и за воин­ствен­ными играми чечен­ских юношей, восхи­ща­ется их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изве­давший военные утехи, смот­ревший в глаза смерти, он скры­вает от черкесов движения своего сердца и пора­жает их беспечной смело­стью и невоз­му­ти­мо­стью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Влюб­ленная черке­шенка, узнавшая восторги сердца, угова­ри­вает плен­ника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелю­би­мому в другой аул, угово­рить их или покон­чить с собой. Она любит только плен­ника. Но её слова и ласки не пробуж­дают души плен­ника. Он преда­ется воспо­ми­на­ниям и однажды, плача, откры­вает ей душу, он молит черке­шенку забыть его, став­шего жертвой стра­стей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокру­ша­ется, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состо­янии отве­тить ей на её любовь, душа его холодна и бесчув­ственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недо­сти­жимый.

В ответ на признания плен­ника черке­шенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обма­нуть её неопыт­ность. Она просит его быть снис­хо­ди­тельным к её душевным мукам. Пленник отве­чает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаим­ности в любви и страдал в одино­че­стве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расста­ются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправ­ля­ются в набег. В ауле оста­ются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодо­лимые препят­ствия. И вот когда стем­нело, к плен­нику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распи­ли­вает цепь. Возбуж­денный юноша пред­ла­гает ей бежать с ним вместе, но черке­шенка отка­зы­ва­ется, зная, что он любит другую. Она проща­ется с ним, и пленник броса­ется в реку и плывет на проти­во­по­ложный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отда­ленный стон. Выбрав­шись на берег, он обора­чи­ва­ется и не находит взглядом на остав­ленном берегу черке­шенки.

Пленник пони­мает, что озна­чали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на поки­нутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправ­ля­ется туда, где свер­кают русские штыки и окли­ка­ются пере­довые казаки.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 2.929 ms