Шесть персонажей в поисках автора

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Актеры приходят в театр на репе­тицию. Премьерша, как всегда, опаз­ды­вает. Премьер недо­волен тем, что ему надо по ходу пьесы наде­вать повар­ской колпак. Директор в сердцах воскли­цает: «...что вы от меня хотите, если Франция давно уже пере­стала постав­лять нам хорошие комедии и мы вынуж­дены ставить комедии этого Пиран­делло, кото­рого понять — нужно пуд соли съесть и который, словно нарочно, делает все, чтобы и актеры, и критики, и зритель плева­лись?» Неожи­данно в зале появ­ля­ется теат­ральный швейцар, а за ним — шесть персо­нажей во главе с Отцом, который объяс­няет, что они пришли в театр в поисках автора. Они пред­ла­гают Дирек­тору театра стать его новой пьесой. Жизнь полна таких несу­раз­но­стей, которые не нужда­ются в прав­до­по­добии, потому что они и есть правда, а созда­вать иллюзию правды, как это принято в театре, — чистое сума­сше­ствие. Автор дал жизнь персо­нажам, а потом раздумал или не смог возвести их в ранг искус­ства, но они хотят жить, они сами — драма и сгорают от желания пред­ста­вить её так, как подска­зы­вают им бушу­ющие в них страсти.

Пере­бивая друг друга, персо­нажи пыта­ются объяс­нить, в чем дело. Отец женился на Матери, но вскоре стал заме­чать, что она нерав­но­душна к его секре­тарю. Он дал им обоим денег, чтобы они могли оста­вить его дом и жить вместе. Сына, кото­рому в ту пору было два года, он отправил в деревню, где нанял ему корми­лицу. Но Отец не терял из виду новую семью своей жены, пока она не уехала из города. У Матери роди­лись еще трое детей: Падче­рица, Мальчик и Девочка, которых законный Сын прези­рает за то, что они неза­конные. После смерти своего сожи­теля Мать с детьми верну­лась в родной город и, чтобы зара­бо­тать хоть немного денег, стала шить. Но оказа­лось, что хозяйка модной лавки мадам Паче дает ей заказы только для того, чтобы выну­дить Падче­рицу заняться прости­ту­цией: она говорит, что Мать испор­тила ткань, и вычи­тает из её жало­ванья, поэтому Падче­рица, чтобы покрыть вычеты, втайне от матери торгует собой. Падче­рица во всем обви­няет то Сына, то Отца, те оправ­ды­ва­ются. Мать стра­дает и хочет всех прими­рить. Отец говорит о том, что в каждом из участ­ников драмы не одна, а множе­ство види­мо­стей, в каждом скрыта способ­ность с одними быть одним, с другими другим, разго­воры о цель­ности личности — чепуха. Сын, кото­рого Падче­рица считает во всем вино­ватым, говорит, что он -персонаж драма­тур­ги­чески «нере­а­ли­зо­ванный», и просит оста­вить его в покое. Персо­нажи ссорятся, и Директор считает, что только автор может восста­но­вить порядок. Он готов посо­ве­то­вать им обра­титься к некоему драма­тургу, но Отец пред­ла­гает Дирек­тору самому стать автором — ведь все так просто, персо­нажи уже здесь, прямо перед ним.

Директор согла­ша­ется, и на сцене уста­нав­ли­вают деко­рации, изоб­ра­жа­ющие комнату в заве­дении мадам Паче. Директор пред­ла­гает персо­нажам провести репе­тицию, с тем чтобы пока­зать актерам, как играть. Но персо­нажи хотят сами высту­пить перед публикой, такими; какие они есть. Директор объяс­няет им, что это невоз­можно, на сцене их будут играть актеры: Падче­рицу — Премьерша, Отца — Премьер и т. д. А пока персо­нажи разыг­рают драму перед акте­рами, которые будут зрите­лями. Директор хочет увидеть первую сцену: разговор Падче­рицы с мадам Паче. Но мадам Паче среди персо­нажей, пришедших в театр, нет. Отец считает, что если подго­то­вить сцену как следует, то это может привлечь мадам Паче, и она появится. Когда на сцене разве­ши­вают вешалки и шляпки, действи­тельно появ­ля­ется мадам Паче — толстая мегера в огненно-рыжем парике с веером в одной руке и сига­ретой в другой. Актеры при виде её приходят в ужас и разбе­га­ются, но Отец не пони­мает, почему во имя «вуль­гар­ного прав­до­по­добия» нужно убить это «чудо реаль­ности, которое вызвано к жизни самой сцени­че­ской ситу­а­цией». Мадам Паче на смеси итальян­ского с испан­ским объяс­няет Падче­рице, что работа её матери никуда не годится, и если Падче­рица хочет, чтобы мадам Паче и впредь помо­гала их семье, ей нужно решиться пожерт­во­вать собой. Услышав это, Мать с воплем броса­ется на мадам Паче, срывает с её головы парик и швыряет на пол. С трудом успо­коив всех, Директор просит Отца сыграть продол­жение этой сцены. Отец входит, знако­мится с Падче­рицей, спра­ши­вает её, давно ли она в заве­дении мадам Паче. Он пред­ла­гает ей в подарок нарядную шляпку. Когда Падче­рица обра­щает его внимание на то, что она в трауре, он просит её поскорее снять платье. Премьер и Премьерша пыта­ются повто­рить эту сцену. Отец и Падче­рица совер­шенно неузна­ваемы в их испол­нении, все гораздо пригла­женное, внешне красивее, вся сцена идет под акком­па­не­мент голоса Суфлера. Персо­нажей смешит игра актеров. Директор решает в будущем не пускать персо­нажей на репе­тиции, а пока он просит их испол­нить остальные сцены. Директор хочет убрать реплику Отца, где тот просит Падче­рицу поскорее снять траурное платье: такой цинизм приведет публику в него­до­вание. Падче­рица возра­жает, что это правда, но Директор считает, что в театре правда хороша только до извест­ного предела. Падче­рица обни­мает Отца, но тут неожи­данно в комнату врыва­ется Мать, которая отры­вает Падче­рицу от Отца с криком: «Несчастный, ведь это моя дочь!» Актеры и Директор взвол­но­ваны сценой, персо­нажи уверены, что главное — то, что именно так все и произошло на самом деле. Директор считает, что первое действие будет иметь успех.

На сцене новая деко­рация: уголок сада с небольшим бассейном. По одну сторону сцены сидят актеры, по другую — персо­нажи. Директор объяв­ляет начало второго действия. Падче­рица расска­зы­вает, что вся семья вопреки желанию Сына пере­се­ли­лась в дом Отца. Мать объяс­няет, что всеми силами пыта­лась прими­рить Падче­рицу с Сыном, но безуспешно. Отец всту­пает в спор с Дирек­тором об иллюзии и реаль­ности. Мастер­ство актеров заклю­ча­ется в том, чтобы создать иллюзию реаль­ности, меж тем как у персо­нажей есть своя, другая реаль­ность, персонаж всегда имеет собственную жизнь, отме­ченную харак­тер­ными, ему одному прису­щими чертами, он реальнее обыч­ного чело­века, особенно актера, который часто может быть и «никем». Реаль­ность людей меня­ется, и сами они меня­ются, меж тем как реаль­ность персо­нажей не меня­ется и сами они не меня­ются. Когда персонаж родился, он тотчас полу­чает неза­ви­си­мость, даже от автора, а иногда ему случа­ется приоб­ре­тать значение, какое автору и не снилось! Отец жалу­ется, что автор­ская фантазия произ­вела их на свет, а потом отка­зала им в месте под солнцем — вот они и пыта­ются постоять за себя. Они много раз просили автора взяться за перо, но безуспешно, и они отпра­ви­лись в театр сами. Директор продол­жает распо­ря­жаться отно­си­тельно деко­раций. Падче­рице очень мешает Сын. Он готов поки­нуть сцену и пыта­ется уйти, но у него ничего не полу­ча­ется, словно какая-то таин­ственная сила удер­жи­вает его на сцене. Видя это, Падче­рица начи­нает безудержно хохо­тать. Сын вынужден остаться, но он не желает прини­мать участия в действии. Девочка играет у бассейна. Мальчик прячется за дере­вьями, сжимая в руке револьвер. Мать входит в комнату Сына, хочет пого­во­рить с ним, но он не желает её слушать. Отец пыта­ется заста­вить его выслу­шать Мать, но Сын сопро­тив­ля­ется, между Сыном и Отцом завя­зы­ва­ется драка, Мать пыта­ется их разнять, в конце концов Сын валит Отца на пол. Сын не хочет позо­риться на людях. Он говорит, что, отка­зы­ваясь играть, он всего лишь выпол­няет волю того, кто не пожелал вывести их на сцену. Директор просит Сына просто расска­зать лично ему, что произошло. Сын расска­зы­вает, что, проходя через сад, увидел в бассейне Девочку, бросился к ней, но внезапно оста­но­вился, увидев Маль­чика, который безум­ными глазами смотрел на утонувшую сест­ренку. Когда Сын доходит в своем рассказе до этого места, из-за дере­вьев, где прятался Мальчик, разда­ется выстрел. Маль­чика уносят за кулисы.

Актеры возвра­ща­ются на сцену. Одни говорят, что Мальчик в самом деле умер, другие убеж­дены, что это только игра. Отец кричит: «Какая там игра! Сама реаль­ность, господа, сама реаль­ность!» Директор выходит из себя, посы­лает всех к черту и просит дать свет.

Сцена и зал озаря­ются ярким светом. Директор раздражен: зря потерян целый день. Начи­нать репе­тицию слишком поздно. Актеры расхо­дятся до вечера. Директор дает команду осве­ти­телю пога­сить свет. Театр погру­жа­ется во тьму, после чего в глубине сцены, словно по оплош­ности осве­ти­теля, заго­ра­ется зеленая подсветка. Появ­ля­ются огромные тени персо­нажей, кроме Маль­чика и Девочки. При виде их Директор в ужасе сбегает со сцены. На сцене оста­ются только персо­нажи.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.779 ms