Двенадцать стульев

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. в городе N умирает теща Иппо­лита Матве­е­вича Воро­бья­ни­нова, бывшего пред­во­ди­теля дворян­ства. Перед смертью она сооб­щает ему, что в один из стульев гости­ного гарни­тура, остав­ше­гося в Стар­го­роде, откуда они бежали после рево­люции, ею зашиты все фамильные драго­цен­ности. Воро­бья­нинов срочно выез­жает в родной город. Туда же отправ­ля­ется испо­ве­до­вавший старуху и узнавший о драго­цен­но­стях священник Федор Востриков.

Примерно в то же время в Стар­город входит молодой человек лет двадцати восьми в зеленом в талию костюме, с шарфом и с астро­ля­бией в руках, сын турецко-поддан­ного Остап Бендер. Случайно он оста­нав­ли­ва­ется ноче­вать в двор­ницкой особ­няка Воро­бья­ни­нова, где и встре­ча­ется с его бывшим хозя­ином. Последний решает взять Бендера себе в помощ­ники, и между ними заклю­ча­ется что-то вроде концессии.

Начи­на­ется охота за стульями. Первый хранится здесь же, в особ­няке, который ныне «2-й дом соцобеса». Заве­ду­ющий домом Алек­сандр Яковлевич (Альхен), застен­чивый вор, устроил в дом кучу своих родствен­ников, один из которых продал этот стул за три рубля неиз­вест­ному. Им оказы­ва­ется как раз отец Федор, с которым Воро­бья­нинов всту­пает на улице в схватку за стул. Стул лома­ется. Драго­цен­но­стей в нем нет, но зато стано­вится ясно, что у Воро­бья­ни­нова с Остапом появился конку­рент.

Компа­ньоны пере­ез­жают в гости­ницу «Сорбонна». Бендер отыс­ки­вает на окраине города архи­виста Коро­бей­ни­кова, храня­щего у себя на дому все ордера на нацио­на­ли­зи­ро­ванную новой властью мебель, в том числе и на бывший воро­бья­ни­нов­ский ореховый гарнитур работы мастера Гамбса. Оказа­лось, что один стул был отдан инва­лиду войны Грица­цуеву, а десять пере­даны в москов­ский музей мебель­ного мастер­ства. Пришед­шего вслед за Бендером отца Федора архи­ва­риус обма­ны­вает, продавая ему ордера на гарнитур гене­ральши Поповой, пере­данный в свое время инже­неру Брунсу.

На Первомай в Стар­го­роде пускают первую трам­вайную линию. Случайно узнан­ного Воро­бья­ни­нова пригла­шают на ужин к его давней любов­нице Елене Стани­сла­вовне Боур, подра­ба­ты­ва­ющей ныне гада­нием. Бендер выдает собрав­шимся на ужин «бывшим» своего напар­ника за «гиганта мысли, отца русской демо­кратии и особу, прибли­женную к импе­ра­тору» и призы­вает к созданию подполь­ного «Союза меча и орала». На будущие нужды тайного обще­ства соби­ра­ется пятьсот рублей.

На следу­ющий день Бендер женится на вдове Грица­цу­евой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь уходит от нее, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул — пуст, и они с Воро­бья­ни­новым уезжают на поиски в Москву.

Концес­си­о­неры оста­нав­ли­ва­ются в студен­че­ском обще­житии у знакомых Бендера. Там Воро­бья­нинов влюб­ля­ется в моло­денькую жену чертеж­ника Коли — Лизу, ссоря­щуюся с мужем на предмет вынуж­ден­ного, из-за нехватки средств, веге­та­ри­ан­ства. Случайно оказав­шись в музее мебель­ного мастер­ства, Лиза встре­чает там наших героев, ищущих свои стулья. Выяс­ня­ется, что искомый гарнитур, семь лет прова­ляв­шийся на складе, именно завтра будет выставлен на аукцион в здании Петров­ского пассажа. Воро­бья­нинов назна­чает Лизе свидание. На поло­вину суммы, полу­ченной от стар­го­род­ских заго­вор­щиков, он везет девушку на извоз­чике в кино­театр «Арс», а затем в «Прагу», ныне «образ­цовую столовую МСПО», где позорно напи­ва­ется и, потеряв даму, оказы­ва­ется наутро в отде­лении милиции с двена­дцатью рублями в кармане. На аукционе Бендер выиг­ры­вает торг на цифре двести. Столько денег у него есть, но нужно ещё запла­тить трид­цать рублей комис­си­он­ного сбора. Выяс­ня­ется, что денег у Воро­бья­ни­нова нет. Парочку выводят из зала, стулья пускают в продажу розницей. Бендер нани­мает окрестных беспри­зор­ников за рубль просле­дить судьбу стульев. Четыре стула попа­дают в театр Колумба, два увезла на извоз­чике «шикарная чмара», один стул поку­пает на их глазах блеющий и виля­ющий бедрами граж­данин, живущий на Садово-Спас­ской, восьмой оказы­ва­ется в редакции газеты «Станок», девятый в квар­тире у Чистых прудов, а десятый исче­зает в товарном дворе Октябрь­ского вокзала. Начи­на­ется новый виток поисков.

«Шикарная чмара» оказы­ва­ется «людо­едкой» Эллочкой, женой инже­нера Щукина. Эллочка обхо­ди­лась трид­цатью словами и мечтала заткнуть за пояс дочь милли­ар­дера Вандер­бильдшу. Бендер легко меняет один её стул на укра­денное ситечко мадам Грица­цу­евой, но неза­дача в том, что инженер Щукин, не выдержав трат супруги, съехал нака­нуне с квар­тиры, взяв второй стул. Живущий у прия­теля инженер прини­мает душ, неосмот­ри­тельно выходит, намы­ленный, на лест­ничную площадку, дверь захло­пы­ва­ется, и, когда тут появ­ля­ется Бендер, вода уже льется вниз с лест­ницы. Открыв­шему дверь вели­кому комби­на­тору стул был отдан едва ли не со слезами благо­дар­ности.

Попытка Воро­бья­ни­нова овла­деть стулом «блею­щего граж­да­нина», оказав­ше­гося профес­сио­нальным юмори­стом Авес­са­ломом Изну­рен­ковым, закан­чи­ва­ется крахом. Тогда Бендер, выдав себя за судеб­ного испол­ни­теля, уносит стул сам.

В беско­нечных кори­дорах Дома народов, в котором нахо­дится редакция газеты «Станок», Бендер натал­ки­ва­ется на мадам Грица­цуеву, прие­хавшую в Москву искать мужа, о котором узнала из случайной заметки. В погоне за Бендером она запу­ты­ва­ется в много­чис­ленных кори­дорах и уезжает в Стар­город ни с чем. Тем временем аресто­ваны все члены «Союза меча и орала», распре­де­лившие между собой места в будущем прави­тель­стве, а затем в страхе донесшие друг на друга.

Вскрыв стул в каби­нете редак­тора «Станка», Остап Бендер доби­ра­ется и до стула в квар­тире стихо­плета Ники­фора Ляписа-Трубец­кого. Оста­ется стул, пропавший в товарном дворе Октябрь­ского вокзала, и четыре стула театра Колумба, уезжа­ю­щего на гастроли по стране. Посетив нака­нуне премьеру гоголев­ской «Женитьбы», постав­ленную в духе конструк­ти­визма, сообщ­ники убеж­да­ются в наличии стульев и отправ­ля­ются вслед за театром. Сначала они выдают себя за худож­ников и прони­кают на корабль, отправ­ля­ю­щийся вместе с акте­рами на агитацию насе­ления для покупки обли­гаций выиг­рыш­ного займа. В одном стуле, похи­щенном из каюты режис­сера, концес­си­о­неры находят ящичек, но в нем оказы­ва­ется только именная пластинка мастера Гамбса. В Васюках их сгоняют с паро­хода за дурно изго­тов­ленный транс­па­рант. Там, выдав себя за гросс­мей­стера, Бендер проводит лекцию на тему «плодо­творная дебютная идея» и сеанс одновре­менной игры в шахматы. Перед потря­сен­ными васю­кин­цами он разви­вает план преоб­ра­жения города в мировой центр шахматной мысли, в Нью-Москву — столицу страны, мира, а затем, когда будет изоб­ретен способ межпла­нет­ного сооб­щения, и вселенной. Играя в шахматы второй раз в жизни, Бендер проиг­ры­вает все партии и бежит из города в заранее подго­тов­ленной Воро­бья­ни­новым лодке, пере­во­ра­чивая барку с пресле­до­ва­те­лями.

Догоняя театр, сообщ­ники попа­дают в начале июля в Сталин­град, оттуда в Мине­ральные Воды и, наконец, в Пяти­горск, где монтер Мечников согла­ша­ется за двадцатку похи­тить необ­хо­димое: «утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, утром — стулья». Чтобы добыть деньги, Киса Воро­бья­нинов просит мило­стыню как бывший член Государ­ственной думы от кадетов, а Остап соби­рает деньги с тури­стов за вход в Провал — пяти­гор­скую досто­при­ме­ча­тель­ность. Одновре­менно в Пяти­горск съез­жа­ются бывшие владельцы стульев: юморист Изну­ренков, людо­едка Эллочка с мужем, воришка Альхен с супругой Сашхен из собеса. Монтер приносит обещанные стулья, но только два из трех, которые и вскры­ва­ются (безре­зуль­татно!) на вершине горы Машук.

Тем временем колесит по стране в поисках стульев инже­нера Брунса и обма­нутый отец Федор. Сперва в Харьков, оттуда в Ростов, затем в Баку и наконец на дачу под Батумом, где на коленях просит Брунса продать ему стулья. Жена его распро­дает все, что можно, и высы­лает отцу Федору деньги. Купив стулья и разрубив их на ближайшем пляже, отец Федор, к своему ужасу, ничего не обна­ру­жи­вает.

Театр Колумба увозит последний стул в Тифлис. Бендер и Воро­бья­нинов едут во Влади­кавказ, а оттуда идут пешком в Тифлис по Военно-Грузин­ской дороге, где им и встре­ча­ется несчастный отец Федор. Спасаясь от погони конку­рентов, он зале­зает на скалу, с которой не может слезть, сходит там с ума, и через десять дней его снимают оттуда влади­кав­каз­ские пожарные, чтобы отвезти в психи­ат­ри­че­скую боль­ницу.

Концес­си­о­неры доби­ра­ются наконец до Тифлиса, где находят одного из членов «Союза меча и орала» Кисляр­ского, у кото­рого «одал­жи­вают» пятьсот рублей на спасение жизни «отца русской демо­кратии». Кисляр­ский спаса­ется бегством в Крым, но друзья, пропьян­ствовав неделю, отправ­ля­ются туда же вслед за театром.

Сентябрь. Пробрав­шись в Ялте в театр, сообщ­ники уже готовы вскрыть последний из теат­ральных стульев, как тот вдруг «отпры­ги­вает» в сторону: начи­на­ется знаме­нитое крым­ское земле­тря­сение 1927 г. Все же вскрыв стул, Бендер и Воро­бья­нинов ничего в нем не обна­ру­жи­вают. Оста­ется последний стул, канувший в товарном дворе Октябрь­ского вокзала в Москве.

В конце октября Бендер находит его в новом клубе желез­но­до­рож­ников. После шуточ­ного торга с Воро­бья­ни­новым за проценты с буду­щего капи­тала Остап засы­пает, и несколько повре­див­шийся в рассудке за полгода поисков Ипполит Матве­евич пере­ре­зает ему бритвой горло. После чего проби­ра­ется в клуб и вскры­вает там последний стул. Брил­ли­антов нету и в нем. Сторож расска­зы­вает, что весной случайно нашел в стуле сокро­вища, спря­танные буржу­а­зией. Оказы­ва­ется, на эти деньги и было построено, ко всеоб­щему счастью, новое здание клуба.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.626 ms