Доходное место

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Действие комедии проис­ходит в Москве, в первые годы царство­вания Алек­сандра II. Старый важный чиновник Аристарх Влади­ми­рович Вышнев­ский, выхо­дящий в большую «богато мебли­ро­ванную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упре­кает её в холод­ности, жалу­ется, что ничем не может преодо­леть её равно­душие. Вышнев­ский уходит в кабинет, а Вышнев­ской мальчик приносит письмо, которое оказы­ва­ется любовным посла­нием от немо­ло­дого чело­века, имею­щего краса­вицу жену. Возму­щенная Вышнев­ская соби­ра­ется вместе со знако­мыми посме­яться над непри­ятным поклон­ником и уходит.

Появ­ля­ется пришедший к Вышнев­скому с делами служащий в его депар­та­менте старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Бело­губов, молодой подчи­ненный Юсова. Заметно важничая, выходит от началь­ника Юсов и прика­зы­вает Бело­гу­бову пере­пи­сать бумагу почище, сообщая, что в пере­пис­чики его выбрал сам Вышнев­ский, довольный его почерком. Это вызы­вает восторг Бело­гу­бова. Он лишь жалу­ется, что в грамоте не силен и за это над ним смеется Жадов, племянник Вышнев­ского, живущий у него в доме на всем готовом и также служащий под началь­ством Юсова. Бело­губов просит места столо­на­чаль­ника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и объяс­няет просьбу жела­нием жениться. Юсов благо­склонно обещает и также сооб­щает, что недо­вольный племян­ником Вышнев­ский намерен пред­ло­жить ему поки­нуть дом и попро­бо­вать само­сто­я­тельно пожить на деся­ти­рублевое жало­ванье. Появ­ля­ется Жадов, чтобы пого­во­рить с дядюшкой, но ему прихо­дится ждать в обще­стве Бело­гу­бова и Юсова, который ворчит на него и упре­кает в чрез­мерных амби­циях и неже­лании выпол­нять черную канце­ляр­скую работу. Появив­шейся тетушке, с которой он дружен, Жадов сооб­щает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим трудом. Тетушка выска­зы­вает сомнение в том, что молодая жена захочет жить в бедности, но Жадов думает её воспи­тать по-своему, уверяет, что, как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «милли­онной доли тех убеж­дений, кото­рыми <...> обязан воспи­танию». Однако сооб­щает, что хочет просить у дядюшки прибавки к жало­ванью. Появив­шийся Вышнев­ский и Юсов прини­ма­ются ругать Жадова за неак­ку­ратное хождение в долж­ность, за «глупые речи», которые он произ­носит перед сослу­жив­цами, смею­щи­мися над ним за глаза. Вышнев­ский резко осуж­дает наме­рение не имею­щего средств племян­ника жениться на беспри­дан­нице, они ссорятся, и Вышнев­ский, заявив, что прекра­щает с Жадовым родственные отно­шения, уходит.

Вышнев­ский расспра­ши­вает Юсова, на ком соби­ра­ется жениться его племянник, узнает, что на одной из дочерей небо­гатой вдовы чинов­ника Кукуш­киной. Вышнев­ский и пору­чает преду­пре­дить вдову, чтоб она не губила дочери, не отда­вала «за этого дурака». Остав­шись один, Юсов бранит новые времена, когда «маль­чишки стали разго­ва­ри­вать», и восхи­ща­ется «гением» и размахом Вышнев­ского. Однако выра­жает опасение из-за того, что он «в законе не совсем тверд, из другого ведом­ства».

Второе действие проис­ходит в небо­гатой гостиной в доме вдовы Кукуш­киной. Сестры Юленька и Полина разго­ва­ри­вают о своих женихах. Выяс­ня­ется, что Юленьке не нравится Бело­губов («дрянь ужасная»), но она рада-раде­хонька хоть за него выйти, чтоб изба­виться от воркотни и попреков матери. Полина говорит, что влюб­лена в Жадова. Появ­ля­ю­щаяся Кукуш­кина прини­ма­ется пилить Юлию за то, что Бело­губов долго не делает пред­ло­жения. Выяс­ня­ется, что Бело­губов намерен жениться, как только получит место столо­на­чаль­ника. Кукуш­кина удовле­тво­рена, но в завер­шение беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поми­нутно и точите, чтоб денег добы­вали».

Приходят Бело­губов с Юсовым. Кукуш­кина, остав­шись наедине с Юсовым, просит места для Бело­гу­бова, тот обещает. Юсов преду­пре­ждает Кукуш­кину о «небла­го­на­деж­ности» и «воль­но­дум­стве» жениха Полины Жадова. Но Кукуш­кина уверена, что все «пороки» Жадова «от холо­стой жизни», женится — пере­ме­нится. Появ­ля­ется Жадов, старшие остав­ляют молодых людей наедине с девуш­ками. Бело­губов бесе­дует с Юленькой и обещает, что свадьба не за горами. Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она искренне любит Жадова, честно расска­зы­вает о своей бедности, о том, что дома у них «все обман». Однако спра­ши­вает Жадова, есть ли у него знакомые купцы, которые, по словам Бело­гу­бова, будут делать им подарки. Жадов объяс­няет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое блажен­ство жить своим трудом». Жадов объяс­ня­ется в любви и просит у Кукуш­киной руки Полины.

Третье действие проис­ходит в трак­тире, примерно через год. Входят Жадов и его универ­си­тет­ский товарищ Мыкин, пьют чай и расспра­ши­вают друг друга о житье. Мыкин учитель­ствует, живет, «сооб­ра­зуясь со сред­ствами», холо­стяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», — поучает он Жадова. Жадов оправ­ды­ва­ется тем, что очень полюбил Полину и «женился по любви. Взял девушку нераз­витую, воспи­танную в обще­ственных пред­рас­судках», и жена стра­дает от бедности, «дуется немного, а иногда поплачет». Появ­ля­ются Юсов, Бело­губов и двое молодых чинов­ников, пришедших поку­тить по случаю удач­ного дела, принес­шего «куш» Бело­гу­бову, который угощает компанию. Он добро­душно пыта­ется пригла­сить и «братца» Жадова (теперь они родствен­ники по женам), но тот довольно резко отка­зы­ва­ется. Юсов форму­ли­рует свое­об­разную этику взяточ­ника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей моло­дежью Юсов пуска­ется в пляс и произ­носит речь о своих добро­де­телях: отца семей­ства, настав­ника моло­дежи, благо­тво­ри­теля, не забы­ва­ю­щего и бедных. Перед уходом Бело­губов «по-родствен­ному» пред­ла­гает Жадову денег, но тот возму­щенно отка­зы­ва­ется. Чинов­ники уходят. К Жадову подса­жи­ва­ется стряпчий Досужев, ирони­чески коммен­ти­рует виденную сцену. Они пьют. Оста­ваясь один, захмелевший Жадов запе­вает «Лучи­нушку», половой выпро­ва­жи­вает его со словами: «Пожа­луйте-с! Нехо­рошо-с! Безоб­разно-с!»

Четвертое действие развер­ты­ва­ется в «очень бедной комнате» Жадова, где в одино­че­стве у окна сидит Полина, жалу­ется на скуку и запе­вает. Приходит сестра, расска­зы­вает, как успешно идут дела у её мужа, как Бело­губов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возму­щаясь, что он «нынеш­него тону не знает. Он должен знать, что человек создан для обще­ства». Юлия дарит сестре шляпку и велит растол­ко­вать Жадову, что жена его «даром любить не будет». Остав­шись одна, Полина восхи­ща­ется умом сестры, раду­ется шляпке. Тут приходит Кукуш­кина. Она бранит Полину, что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыд­ницей» за то, что у нее «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуж­дает о вреде умников, пола­га­ющих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка? Сами же его выду­мали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благо­дар­ность!»

Появ­ля­ется Жадов, Кукуш­кина прини­ма­ется его бранить, а Полина ей подда­ки­вает. Проис­ходит ссора, Жадов просит тещу уйти. Он садится рабо­тать, но Полина, помня уроки родных, прини­ма­ется его пилить за отсут­ствие денег на удоволь­ствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они ссорятся, и Полина уходит. Жадов чувствует, что не в силах расстаться с женой, и посы­лает прислугу догнать Полину. Вернув­шаяся Полина требует, чтобы он шел к дядюшке просить доход­ного места. Жадов сдается, рыдая, он поет песню взяточ­ников из комедии Капниста «Ябеда». Испу­ганная Полина готова отсту­пить, но Жадов зовет её вместе идти к Вышнев­скому.

Последнее действие возвра­щает нас в дом Вышнев­ского. Вышнев­ская в одино­че­стве читает письмо своего осме­ян­ного поклон­ника, который сооб­щает ей, что в отместку за её поступок с ним пере­шлет её мужу случайно достав­шиеся ему письма Вышнев­ской к моло­дому чинов­нику Люби­мову. Она даже не испу­гана, соби­ра­ется упрек­нуть мужа в том, что он купил её у родных и сломал ей жизнь. В это время появ­ля­ется Юсов, бормоча туманные фразы о преврат­но­стях судьбы и губи­тель­ности гордости. Наконец выяс­ня­ется, что Вышнев­ского «за упущения» и «открыв­шиеся недо­статки сумм» отдают под суд, а осто­рожный Юсов говорит, что сам-то он «не подлежит большой ответ­ствен­ности», хотя при нынешних стро­го­стях его, пожалуй, отправят в отставку. Появ­ля­ется Вышнев­ский. Гневно оттал­кивая выра­жа­ющую состра­дание жену, он обра­ща­ется к Юсову: «Юсов! За что я погиб?» «Преврат­ность... судьба-с», — отве­чает тот. «Вздор! Какая судьба? Сильные враги — вот причина!» — возра­жает Вышнев­ский. Затем он отдает Вышнев­ской присланные ему письма к Люби­мову и назы­вает её «развратной женщиной». В обширном моно­логе Вышнев­ская отри­цает обви­нения.

Тут появ­ля­ются Жадовы. Скрепя сердце Жадов смиренно просит ради жены доход­ного места. Пора­женный Вышнев­ский прояв­ляет злорадный восторг от такого пово­рота событий. Они с Юсовым изде­ва­ются над Жадовым и в его падении видят суть нового поко­ления. Жадов опом­нился, говорит о своей личной слабости и о том, что в любом поко­лении есть честные люди, обещает, что более никогда не сойдет с прямого пути, и, обра­щаясь к жене, он отпус­кает её на волю, если ей трудно жить в бедности, но Полина уверяет, что и не соби­ра­лась поки­дать его, а только следо­вала советам родных. Жадовы целу­ются и уходят, Вышнев­ская напут­ствует их поже­ла­нием счастья. Вбегает Юсов с сооб­ще­нием, что у Вышнев­ского удар.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 4.025 ms