Бесприданница

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Действие проис­ходит в большом вымыш­ленном городе на Волге — Бряхи­мове. Открытая площадка возле кофейни на приволж­ском буль­варе. Кнуров («из крупных дельцов послед­него времени, пожилой человек с огромным состо­я­нием», как сказано о нем в ремарке) и Воже­ватов («очень молодой человек, один из пред­ста­ви­телей богатой торговой фирмы, по костюму евро­пеец), заказав шампан­ское в чайном приборе, начи­нают обсуж­дать новость: известная в обще­стве краса­вица беспри­дан­ница Лариса Огуда­лова выходит замуж за бедного чинов­ника Каран­ды­шева. Воже­ватов объяс­няет скромный брак жела­нием Ларисы, пере­жившей силь­нейшее увле­чение «блестящим барином» Пара­товым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скан­дала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огуда­ловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посва­та­ется, а Каран­дышев — давний и неудач­ливый поклонник — «и тут как тут». Воже­ватов сооб­щает, что ждет Пара­това, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызы­вает радостное ожив­ление владельца кофейни. К пристани поска­кала лучшая в городе четверня с хозя­ином на козлах и цыга­нами в парадной одежде.

Появ­ля­ются Огуда­ловы с Каран­ды­шевым. Огуда­лову угощают чаем, Каран­дышев важни­чает и, как равный, обра­ща­ется к Кнурову с пригла­ше­нием на обед. Огуда­лова пояс­няет, что обед в честь Ларисы, и она присо­еди­ня­ется к пригла­шению. Каран­дышев выго­ва­ри­вает Ларисе за фами­льяр­ность с Воже­ва­товым, несколько раз осуди­тельно упоми­нает дом Огуда­ловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Пара­тове, к кото­рому Каран­дышев отно­сится с завист­ливым недоб­ро­же­ла­тель­ством, а Лариса — с восторгом. Она возму­щена попыт­ками жениха срав­нить себя с Пара­товым, заяв­ляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разго­вора разда­ются пушечные выстрелы, Лариса пуга­ется, но Каран­дышев объяс­няет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разго­вора Воже­ва­това и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Пара­това. Лариса с женихом уходят.

Появ­ля­ется Паратов в сопро­вож­дении провин­ци­аль­ного актера Аркадия Счаст­лив­цева, кото­рого Паратов зовет Робин­зоном, поскольку снял его с необи­та­е­мого острова, куда Робин­зона выса­дили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отве­чает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сооб­щает, что женится на невесте с золо­тыми приис­ками, приехал проститься с холо­стяцкой волей. Паратов пригла­шает на мужской пикник за Волгу, делает ресто­ра­тору богатый заказ и зовет пока к себе отобе­дать. Кнуров и Воже­ватов с сожа­ле­нием отка­зы­ва­ются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие проис­ходит в доме Огуда­ловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приез­жает Кнуров и упре­кает Огуда­лову, что она отдает Ларису за бедного чело­века, пред­ре­кает, что Лариса не вынесет жалкой полу­ме­щан­ской жизни и, веро­ятно, вернется к матери. Тогда им потре­бу­ется солидный и богатый «друг» и пред­ла­гает себя в такие «друзья». После этого он просит Огуда­лову, не скупясь, зака­зать Ларисе приданое и подве­нечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появ­ля­ется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огуда­лова рисует дере­вен­скую жизнь в мрачных красках. Лариса наиг­ры­вает на гитаре и напе­вает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содер­жа­теля хора цыгана Илью, она зовет его нала­дить гитару. Илья расска­зы­вает, что барин приез­жает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сооб­щивших о приезде долго­ждан­ного клиента. Огуда­лова беспо­ко­ится: не пото­ро­пи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появ­ля­ется Каран­дышев, кото­рого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «пове­ли­чаться» (выра­жение Огуда­ловой) Ларисой, удовле­тво­рить свое само­любие, которое так долго стра­дало от прене­бре­жения им, Каран­ды­шевым. Лариса упре­кает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только наде­ется полю­бить. Каран­дышев бранит город за внимание к разврат­ному, промо­тав­ше­муся кутиле, приезд кото­рого всех свел с ума: ресто­ра­торов и половых, извоз­чиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздра­женно бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огуда­ловым. Испу­ганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огуда­лова ласково и фами­льярно прини­мает Пара­това, спра­ши­вает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полу­мил­ли­онным приданым. Огуда­лова зовет Ларису, между ней и Пара­товым проис­ходит объяс­нение наедине. Паратов упре­кает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса призна­ется, что продол­жает любить его и выходит замуж, чтобы изба­виться от унижений перед «невоз­мож­ными жени­хами». Само­любие Пара­това удовле­тво­рено. Огуда­лова знакомит его с Каран­ды­шевым, между ними проис­ходит ссора, поскольку Паратов стре­мится задеть и унизить жениха Ларисы. Огуда­лова улажи­вает скандал и застав­ляет Каран­ды­шева пригла­сить на обед и Пара­това. Появ­ля­ется Воже­ватов в сопро­вож­дении Робин­зона, выда­ва­е­мого за англи­ча­нина, и знакомит его с присут­ству­ю­щими, в том числе и с Пара­товым, который сам недавно уступил ему Робин­зона. Воже­ватов и Паратов сгова­ри­ва­ются пове­се­литься на обеде у Каран­ды­шева.

Третье действие — в каби­нете Каран­ды­шева, убранном бедно и безвкусно, но с боль­шими претен­зиями. На сцене тетка Каран­ды­шева, смешно жалу­ю­щаяся на убытки от обеда. Появ­ля­ется Лариса с матерью. Они обсуж­дают ужасный обед, унизи­тельное непо­ни­мание Каран­ды­шевым своего поло­жения. Огуда­лова говорит, что гости нарочно подпа­и­вают Каран­ды­шева и смеются над ним. После ухода женщин появ­ля­ются Кнуров, Паратов и Воже­ватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Каран­ды­шева. Появ­ля­ется Каран­дышев, который важни­чает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посы­лают за коньяком. В это время цыган Илья сооб­щает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется её угово­рить. Появив­шуюся Ларису просят спеть, но Каран­дышев пыта­ется ей запре­тить, тогда Лариса поет «Не искушай». Гости в восторге, Каран­дышев, соби­раясь сказать давно заго­тов­ленный тост, уходит за шампан­ским, остальные остав­ляют Пара­това наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что еще несколько таких мгно­вений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса согла­ша­ется поехать на пикник в надежде вернуть Пара­това. Появив­шийся Каран­дышев произ­носит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разби­рать людей» и потому выбрала его. Каран­ды­шева посы­лают еще за вином. Вернув­шись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, пони­мает, наконец, что над ним посме­я­лись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Каран­ды­шева с писто­летом. Тот появ­ля­ется и расспра­ши­вает Робин­зона, где его това­рищи. Робинзон отде­лы­ва­ется от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Каран­дышев уходит. Появ­ля­ются вернув­шиеся с пикника Кнуров и Воже­ватов, пола­га­ющие, что «драма начи­на­ется». Оба пони­мают, что Паратов дал Ларисе серьезные обещания, которые не намерен выпол­нять, а потому она ском­про­ме­ти­ро­вана и поло­жение её безвы­ходное. Теперь может осуще­ствиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпа­дает Кнурову, и Воже­ватов дает слово устра­ниться.

Появ­ля­ется Лариса с Пара­товым. Паратов благо­дарит Ларису за удоволь­ствие, но она хочет услы­шать, что теперь стала его женой. Паратов отве­чает, что не может порвать с богатой неве­стой из-за страст­ного увле­чения Ларисой, и пору­чает Робин­зону отвезти её домой. Лариса отка­зы­ва­ется. Появ­ля­ются Воже­ватов и Кнуров, Лариса броса­ется к Воже­ва­тову с просьбой о сочув­ствии и совете, но тот реши­тельно укло­ня­ется, оставляя её с Кнуровым, который пред­ла­гает Ларисе совместную поездку в Париж и содер­жание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её поду­мать. В отча­янии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не реша­ется покон­чить с собой и воскли­цает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появ­ля­ется Каран­дышев, Лариса пыта­ется прогнать его, говорит о своем презрении. Он упре­кает её, расска­зы­вает, что Кнуров и Воже­ватов разыг­ры­вали её в орлянку, как вещь. Лариса потря­сена и, подхва­тывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Каран­дышев пыта­ется её оста­но­вить, кричит, что прощает её и увезет из города, но Лариса отвер­гает это пред­ло­жение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбе­шенный и униженный Каран­дышев стре­ляет в нее. Умира­ющая Лариса с благо­дар­но­стью прини­мает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежав­шимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыган­ское пение. Паратов кричит: «Велите замол­чать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыган­ский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.98 ms