Три толстяка

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

В одном городе некогда жил доктор. Звали его Гаспар Арнери. Он был ученый, и не было в стране никого мудрей его. Страной же, где жил Гаспар Арнери, правили Три Толстяка, прожор­ливые и жестокие.

Однажды летом, в июне, ясным погожим днем доктор отправ­ля­ется на прогулку. На площади он неожи­данно застает стол­по­тво­рение, слышит выстрелы и, забрав­шись на башню, видит, как от Дворца Трех Толстяков бегут ремес­лен­ники, пресле­ду­емые гвар­дей­цами. Оказы­ва­ется, народ под пред­во­ди­тель­ством оружей­ника Просперо и гимнаста Тибула восстал против власти Трех Толстяков, но восстание потер­пело пора­жение, а оружейник Просперо схвачен. Бомба попа­дает в башню, из которой Гаспар Арнери наблю­дает за проис­хо­дящим, она рушится, и доктор теряет сознание. Очнулся он, когда наступил вечер. Вокруг валя­ются трупы убитых. Возвра­щаясь домой через площадь Звезды, доктор видит, как остав­шийся на свободе другой пред­во­ди­тель восстания гимнаст Тибул, спасаясь от пресле­ду­ющих его гвар­дейцев, ловко идет по узкой прово­локе прямо над площадью, а затем убегает через люк в куполе. Дома уставший доктор соби­ра­ется лечь спать, как неожи­данно из камина выле­зает человек в зеленом плаще. Это гимнаст Тибул. На другой день на площади Суда готовят десять плах для схва­ченных мятеж­ников. Тогда же случа­ется необы­чайное проис­ше­ствие: ветер уносит продавца воздушных шаров вместе с шарами и тот падает прямо в открытое окно двор­цовой конди­тер­ской и попа­дает прямо в огромный торт. Чтобы избе­жать нака­зания, конди­теры решают оста­вить продавца в торте, вымазав его кремом и облепив цука­тами, и подать в зал, где проходит парадный завтрак. Таким образом продавец шаров, дрожащий от страха, что его съедят, стано­вится свиде­телем проис­хо­дя­щего в зале. Дегу­стация торта временно откла­ды­ва­ется. Три Толстяка хотят лице­зреть плен­ного оружей­ника Просперо, а затем, когда, насла­див­шись этим зрелищем, они соби­ра­ются продол­жить пирше­ство, в залу с криком и плачем врыва­ется двена­дца­ти­летний мальчик — наследник Тутти.

У Толстяков нет детей, и они соби­ра­ются пере­дать все свое богат­ство и управ­ление страной Тутти, который воспи­ты­ва­ется во Дворце, как маленький принц. Толстяки всячески балуют его и пота­кают его капризам. Кроме того, они хотят, чтобы у маль­чика было железное сердце, они не разре­шают ему играть с другими детьми, а его занятия проходят в зверинце. Вместо друга для него создана удиви­тельная кукла, которая наде­лена способ­но­стью расти и разви­ваться вместе с Тутти. Наследник чрез­вы­чайно привязан к ней. И вот любимая кукла сломана: мятежные гвар­дейцы, пере­шедшие на сторону Просперо и восстав­шего народа, иско­лоли её штыками.

Толстяки не хотят, чтобы наследник Тутти огор­чался. Куклу необ­хо­димо срочно почи­нить, но никто не способен этого сделать, кроме ученей­шего доктора Гаспара Арнери. Поэтому решено отпра­вить ему куклу, чтобы к следу­ю­щему утру она, почи­ненная, снова была у Тутти. В противном случае доктора ждут серьезные непри­ят­ности. Поскольку настро­ение Толстяков испор­чено, торт с продавцом воздушных шаров уносят обратно на кухню. Пова­рята в обмен на воздушные шары помо­гают продавцу выбраться из Дворца, пока­зы­вают ему тайный ход, который начи­на­ется из гигант­ской кастрюли.

Между тем на Четыр­на­дцатом рынке Три Толстяка устра­и­вают празд­не­ства для народа: спек­такли, развле­чения, пред­став­ления, во время которых артисты должны агити­ро­вать за Трех Толстяков и отвле­кать внимание народа от плах, которые возво­дятся для казни. На одном таком пред­став­лении присут­ствуют доктор Арнери и гимнаст Тибул, превра­щенный доктором для конспи­рации в негра. Во время выступ­ления силача Лапи­тупа Тибул не выдер­жи­вает и прого­няет его со сцены, открыв народу, что он вовсе не негр, а самый насто­ящий Тибул. Между ним и подкуп­лен­ными цирка­чами завя­зы­ва­ется пота­совка. Тибул оборо­ня­ется капуст­ными коча­нами, срывая их прямо с грядки и бросая в против­ника. Схватив очередной кочан, он неожи­данно обна­ру­жи­вает, что это чело­ве­че­ская голова, и не кого иного, как продавца воздушных шаров. Так Тибул узнает о суще­ство­вании тайного подзем­ного хода во Дворец Толстяков.

Пока Тибул сража­ется, доктора Гаспара Арнери находят посланцы Толстяков и вручают ему приказ и сломанную куклу. Доктор Гаспар Арнери пыта­ется почи­нить куклу, но к утру он явно не поспе­вает. Нужно ещё по меньшей мере дня два, и доктор вместе с куклой отправ­ля­ется к Толстякам. По дороге его оста­нав­ли­вают охра­ня­ющие Дворец гвар­дейцы и не пускают дальше. Они не верят, что он действи­тельно Гаспар Арнери, а когда доктор хочет пока­зать им куклу, то обна­ру­жи­вает, что её нет: задремав, он обронил её по дороге. Расстро­енный доктор вынужден повер­нуть назад. Прого­ло­дав­шись, он заез­жает в бала­ганчик дядюшки Бризака. Каково же его удив­ление, когда он обна­ру­жи­вает здесь куклу наслед­ника Тутти, которая оказы­ва­ется вовсе не куклой, а живой девочкой по имени Суок, похожей как две капли воды на куклу. И тогда у появив­ше­гося здесь вскоре Тибула возни­кает план осво­бож­дения Просперо.

Утром доктор Арнери явля­ется во Дворец. Кукла не только исправ­лена им, но ещё больше походит на живую девочку, чем раньше. Суок хорошая артистка и прекрасно пред­став­ля­ется куклой. Наследник в восторге. И тогда доктор просит в награду отмены казни деся­терых мятеж­ников. Возму­щенным Толстякам ничего не оста­ется, как согла­ситься, иначе кукла может снова испор­титься.

Ночью, когда все спят, Суок прони­кает в зверинец. Она ищет Просперо, но в одной из клеток обна­ру­жи­вает чудо­вище, обросшее шерстью, с длин­ными желтыми когтями, которое вручает ей какую-то дощечку и умирает. Это великий ученый Туб, созда­тель куклы для Тутти: он был заключен в зверинец за то, что не согла­сился сделать наслед­нику железное сердце. Здесь он провел восемь лет и почти потерял чело­ве­че­ский облик. Затем Суок находит клетку с Просперо и осво­бож­дает его. С помощью выпу­щенной из клетки страшной пантеры Просперо и Суок проры­ва­ются к той самой кастрюле, откуда начи­на­ется подземный ход, но Суок не успе­вает вслед за Просперо и схва­чена гвар­дей­цами.

На следу­ющий день состо­ится суд над Суок. Чтобы наследник Тутти случайно не вмешался и не расстроил их планы, по приказу Толстяков его временно усып­ляют. Суок не отве­чает на вопросы и вообще никак не реаги­рует на проис­хо­дящее. Разгне­ванные Толстяки решают отдать её на растер­зание тиграм. Выпу­щенные из клетки тигры, увидев жертву, сначала броса­ются к ней, но затем неожи­данно равно­душно отво­ра­чи­ва­ются. Оказы­ва­ется, это вовсе не Суок, а та самая испор­ченная кукла, которую мятежные гвар­дейцы отобрали у нашед­шего её учителя танцев Раздва­т­риса. Насто­ящую Суок спря­тали в шкаф, подменив куклой.

Между тем уже звучат выстрелы и рвутся снаряды, восставший народ под пред­во­ди­тель­ством оружей­ника Просперо и гимнаста Тибула штур­мует Дворец.

Власти Толстяков приходит конец. А на той дощечке, которую вручил отважной Суок умира­ющий созда­тель куклы, он раскрыл ей важную тайну: она сестра Тутти, в четыре года похи­щенная вместе с ним по приказу Толстяков и затем разлу­ченная с братом. Тутти оста­вили во Дворце, а девочку отдали бродя­чему цирку в обмен на попугая редкой породы с длинной красной бородой.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.484 ms