Маленькая печальная повесть

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Начало 80-х гг. В Ленин­граде живут трое нераз­лучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Нико­госян. Всем троим — до трид­цати. Все трое — «лицедеи». Сашка — «балерун» в Киров­ском театре, Роман — актер на «Ленфильме», Ашот — поет, играет, ловко подра­жает Марселю Марсо.

Они и разные, и одновре­менно очень похожи. Сашка с детства покорял девчонок своей «ладно­стью, изяще­ством, умением быть обво­ро­жи­тельным». Недруги считают его само­на­де­янным, но при этом он готов «отдать последнюю рубаху». Ашот не отли­ча­ется красотой, но врож­денная арти­стич­ность и пластика делают его красивым. Он прекрасно говорит, он — родо­на­чальник всех планов. Роман язви­телен и остер на язык. На экране он смешон, часто и трагичен. В нем есть нечто чаплин­ское.

В свободное время они всегда вместе. Их сбли­жает «некий поиск своего пути». Совет­скую систему они поносят не больше других, но «проклятый вопрос, как проти­во­стоять давящим на тебя со всех сторон догмам, тупости, одно­ли­ней­ности», требует какого-то ответа. Кроме того, надо добиться успеха — отсут­ствием често­любия ни один из друзей не стра­дает. Так они и живут. С утра до вечера — репе­тиции, спек­такли, съемки, а потом они встре­ча­ются и облег­чают душу, споря об искус­стве, таланте, о лите­ра­туре, живо­писи и многом другом.

Сашка и Ашот живут с мамами, Роман — один. Друзья всегда помо­гают друг другу, в том числе и день­гами. Их назы­вают «тремя мушке­те­рами». Суще­ствуют в их жизни и женщины, но их держат несколько в стороне. У Ашота есть любовь — фран­цу­женка Анриетт, которая «стажи­рует в Ленин­град­ском универ­си­тете». Ашот соби­ра­ется на ней жениться.

Сашка и Ашот носятся с мыслью поста­вить «Шинель» Гоголя, в которой Сашка должен сыграть Акакия Акаки­е­вича. В разгар этой работы на Сашку «обру­ши­ва­ются» загра­ничные гастроли. Он улетает в Канаду. Там Сашка имеет большой успех и решает попро­сить убежища. Роман и Ашот в полной расте­рян­ности, они никак не могут прими­риться с мыслью, что их друг ни словом не обмол­вился о своих планах. Ашот часто наве­щает Сашкину маму — Веру Павловну. Та все ждет письма от сына, но Сашка не пишет и только раз пере­дает ей посылку с яркой вязаной кофтой, какими-то мело­чами и большим — «чудо поли­графии» — альбомом — «Alexandre Kunitsyn». Вскоре Ашот женится на Анриетт. Через неко­торое время им и маме Ашота, Рануш Акоповне, дают разре­шение на выезд: жить в России, несмотря на любовь ко всему русскому, Анриетт очень трудно. Несмотря на то что Роман оста­ется один, он одоб­ряет поступок Ашота. Последняя картина Романа легла на полку, и он считает, что жить в этой стране невоз­можно. Ашоту же безумно не хочется расста­ваться с любимым городом.

В Париже Ашот устра­и­ва­ется рабо­тать звуко­опе­ра­тором на теле­ви­дение. Вскоре Сашка высту­пает в Париже. Ашот приходит на концерт. Сашка вели­ко­лепен, зал устра­и­вает ему овацию. Ашоту удается пробиться за кулисы. Сашка очень рад ему, но кругом куча народу, и

друзья дого­ва­ри­ва­ются, что Ашот позвонит Сашке в гости­ницу на следу­ющее утро. Но дозво­ниться Ашоту не удается: телефон не отве­чает. Сам Сашка не звонит. Когда после работы Ашот приез­жает в гости­ницу, портье сооб­щает ему, что месье Куницын уехал. Ашот не может понять Сашку.

Посте­пенно Ашот привы­кает к фран­цуз­ской жизни. Он живет довольно замкнуто — работа, дом, книги, теле­визор. С жадно­стью читает Ахма­тову, Цветаеву, Булга­кова, Плато­нова, которых запросто можно купить в мага­зине, смотрит клас­сику запад­ного кине­ма­то­графа. Хотя Ашот и стано­вится как бы фран­цузом, «все их выборы и дискуссии в парла­менте» его не трогают. В один прекрасный день на пороге Ашота появ­ля­ется Ромка Крылов. Ему удалось прие­хать на Канн­ский фести­валь в каче­стве консуль­танта за собственные деньги, и сделал он это потому, что очень хотел пови­даться с Ашотом. Три дня друзья гуляют по Парижу, вспо­ми­нают прошлое. Роман расска­зы­вает, что ему удалось провести совет­ского мини­стра куль­туры и «прота­щить», по суще­ству, «анти­со­вет­ский» фильм. Роман уезжает.

Вскоре появ­ля­ется Сашка, который летит на Цейлон, но в Париже проис­ходит задержка рейса. Перед Ашотом все тот же Сашка, который «казнится» из-за того, что он сделал. Ашот пони­мает, что не может на него сердиться. Но в том, что Сашка говорит теперь об искус­стве, так много рацио­наль­ного. Ашот вспо­ми­нает о «Шинели», Сашка же утвер­ждает, что богатым амери­кан­ским «бале­то­манам» «Шинель» не нужна. Ашоту обидно, что Сашка ни разу не спра­ши­вает о его «мате­ри­альном благо­со­сто­янии».

Больше друзья не встре­ча­ются. Фильм Романа не без успеха проходит по стране. Роман зави­дует Ашоту потому, что в его жизни отсут­ствует «совет­ская мура». Ашотик зави­дует Роману потому, что в жизни того есть «борьба, острота, победы». Анриетт ждет ребенка. Сашка живет в Нью-Йорке в шести­ком­натной квар­тире, гастро­ли­рует, ему посто­янно прихо­дится прини­мать важные решения.

От изда­тель­ства. Пока в типо­графии наби­рался текст повести, Ашоту была достав­лена теле­грамма от Сашки с просьбой немед­ленно выле­теть к нему. «Расходы опла­чи­ва­ются», — гово­ри­лось в теле­грамме.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.593 ms