Самсон-борец

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Самсон, ослеп­ленный, униженный и пору­ганный, томится в плену у фили­стимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изну­ряет его тело, а душевные стра­дания терзают душу.

Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был прежде, и эти воспо­ми­нания причи­няют ему горькие муки. Он вспо­ми­нает о том, что Господь пред­воз­ве­стил избав­ление Израиля от ига фили­стимлян: осво­бо­дить свой народ суждено ему, слепому и беспо­мощ­ному узнику. Самсон раска­и­ва­ется в том, что раскрыл тайну своей силы Далиле, которая предала его в руки врагов. Однако он не смеет сомне­ваться в слове Божьем и лелеет в сердце надежду.

В день празд­ника, посвя­щен­ного Дагону, морскому боже­ству фили­стимлян, когда никто из языч­ников не рабо­тает, Самсону разре­шено поки­нуть стены своей темницы и отдох­нуть. Влача тяжелые цепи, он уходит в уеди­ненное место и преда­ется тягостным разду­мьям.

Здесь его находят пришедшие из Естаола и Цоры — родных мест Самсона — его друзья и сопле­мен­ники и пыта­ются по мере сил утешить несчаст­ного собрата. Они убеж­дают стра­дальца не роптать на промысел Всевыш­него и не упре­кать себя, однако удив­ля­ются тому, что Самсон всегда пред­по­читал женщинам Израиля фили­стим­лянок. Повер­женный герой объяс­няет им, что к этому его побудил тайный голос Бога, повеле­вав­шего ему бороться с врагами и исполь­зо­вать любую возмож­ность, чтобы усыпить их бдитель­ность.

Самсон винит прави­телей Израиля, которые не поддер­жали его и не высту­пили против фили­стимлян, когда он одер­живал славные победы. Они даже решили выдать его врагам, чтобы спасти родину от захват­чиков. Самсон позволил фили­стим­лянам связать себя, а потом с легко­стью разо­рвал путы и перебил всех языч­ников ослиной челю­стью. Если бы тогда вожди Израиля реши­лись высту­пить в поход против них, была бы одер­жана окон­ча­тельная победа.

Приходит старец Маной, отец Самсона. Он удручен жалким состо­я­нием своего сына, в котором все привыкли видеть непо­бе­ди­мого воителя. Но Самсон не позво­ляет ему роптать на Бога и винит в своих бедах лишь самого себя. Маной сооб­щает сыну о том, что соби­ра­ется хлопо­тать у фили­стим­ских прави­телей о его выкупе.

Маной соби­ра­ется отпра­виться к ним сегодня, когда все фили­стим­ляне празд­нуют день благо­да­рения Дагону, который, как они верят, избавил их от руки Самсона. Но повер­женный герой не хочет жить, вечно помня о своем позоре, и пред­по­чи­тает смерть. Отец угова­ри­вает его согла­ситься на выкуп и предо­ста­вить все Божьей воле и уходит.

Появ­ля­ется жена Самсона, краса­вица Далила, и умоляет его выслу­шать ее: она жестоко раска­и­ва­ется в том, что подда­лась уговорам сопле­мен­ников и выдала им тайну его силы. Но ей двигала только любовь: она боялась, что Самсон бросит её, как он бросил свою первую жену, иноверку из Фимнафа. Сопле­мен­ники обещали Далиле лишь захва­тить Самсона в плен, а потом отдать его ей. Самсон мог бы жить в её доме, а она бы насла­жда­лась его любовью, не боясь соперниц.

Она обещает Самсону угово­рить фили­стим­ских началь­ников, чтобы ей позво­лили забрать его домой: она станет ухажи­вать за ним и во всем угождать. Но Самсон не верит раска­янию Далилы и гневно отвер­гает её пред­ло­жение. Далила, уязв­ленная отказом Самсона и его презре­нием, отре­ка­ется от мужа и уходит.

Появ­ля­ется Гарафа, исполин из фили­стим­ского города Гефа. Он сожа­леет, что ему не дове­лось поме­риться силами с Самсоном, когда тот был еще зряч и свободен. Гарафа насме­ха­ется над повер­женным героем и говорит ему, что Бог оставил Самсона, Самсон, у кото­рого зако­ваны только ноги, вызы­вает хваст­ли­вого Гарафу на поединок, но тот не реша­ется прибли­зиться к разгне­ван­ному узнику и уходит.

Появ­ля­ется служи­тель храма Дагона и требует, чтобы Самсон пред­стал на празд­не­стве перед фили­стим­ской знатью и показал всем свою силу. Самсон с презре­нием отка­зы­ва­ется и отсы­лает служи­теля.

Однако, когда тот приходит снова, Самсон, ощущая в душе тайный порыв, согла­ша­ется прийти на языче­ский праздник и пока­зать свою силу в капище Дагона. Он верит, что этого хочет Бог Израиля, и пред­чув­ствует, что этот день покроет его имя или несмы­ва­емым позором, или неувя­да­емой славой.

С Самсона снимают оковы и обещают ему свободу, если он проявит смирение и покор­ность. Вверяя себя Богу, Самсон проща­ется со своими друзьями и сопле­мен­ни­ками. Он обещает им ничем не посра­мить ни свой народ, ни своего Бога и отправ­ля­ется вслед за служи­телем.

Приходит Маной и расска­зы­вает изра­иль­тянам, что есть надежда на то, что ему удастся выку­пить сына. Его речи преры­вает страшный шум и чьи-то вопли. Решив, что это раду­ются фили­стим­ляне, поте­шаясь над униже­нием его сына, Маной продол­жает свой рассказ. Но его преры­вает появ­ление вест­ника. Он — еврей, как и они. Придя в Газу по делам, он стал свиде­телем послед­него подвига Самсона. Вестник так поражен случив­шимся, что сначала не находит слов. Но опра­вив­шись, он расска­зы­вает собрав­шимся собра­тьям о том, как Самсон, кото­рого привели в театр, полный фили­стим­ской знатью, обрушил кровлю здания и вместе с врагами погиб под облом­ками.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 4.018 ms