Потерянный рай

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Поэт размыш­ляет о причине непо­слу­шания первой четы людей, которые нару­шили един­ственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема. Вразум­ленный Духом Святым, поэт назы­вает винов­ника падения Адама и Евы: это Сатана, явив­шийся им в облике Змия.

Задолго до сотво­рения Богом земли и людей Сатана в своей непо­мерной гордыне восстал против Царя Царей, вовлек в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преис­поднюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Повер­женный, но бессмертный, Сатана не смиря­ется с пора­же­нием и не раска­и­ва­ется. Он пред­по­чи­тает быть владыкой Ада, а не слугой Неба. Призывая Вель­зе­вула, своего ближай­шего сорат­ника, он убеж­дает его продол­жать борьбу с Вечным Царем и творить лишь Зло вопреки Его державной воле. Сатана расска­зы­вает своим приспеш­никам, что вскоре Всемо­гущий создаст новый мир и населит его суще­ствами, которых возлюбит наравне с Анге­лами. Если действо­вать хитро­стью, то можно захва­тить этот вновь созданный мир. В Панде­мо­ниуме соби­ра­ются на общий Совет вожди воин­ства Сатаны.

Мнения вождей разде­ля­ются: одни высту­пают за войну, другие — против. Наконец они согла­ша­ются с пред­ло­же­нием Сатаны прове­рить истин­ность древ­него предания, в котором гово­рится о создании Богом нового мира и о сотво­рении Чело­века. Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло. Коль скоро Сатане и его ангелам закрыт путь на Небеса, следует попы­таться захва­тить вновь созданный мир, изгнать или пере­ма­нить на свою сторону его обита­телей и так отомстить Творцу. Сатана отправ­ля­ется в риско­ванное путе­ше­ствие. Он преодоле­вает пучину между Адом и Небе­сами, а Хаос, её древний владыка, указы­вает ему путь к новоз­дан­ному миру.

Бог, воссе­да­ющий на своем наивысшем престоле, откуда Он прозре­вает прошлое, насто­ящее и грядущее, видит Сатану, который летит к новоз­дан­ному миру. Обра­щаясь к своему Едино­род­ному Сыну, Господь пред­ре­шает падение Чело­века, наде­лен­ного свободной волей и правом выбора между добром и злом. Всемо­гущий Творец готов поми­ло­вать Чело­века, однако прежде тот должен понести нака­зание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул срав­ниться с Богом. Отныне человек и его потомки будут обре­чены на смерть, от которой их может изба­вить лишь тот, кто пожерт­вует собой ради их искуп­ления. Чтобы спасти мир. Сын Божий выра­жает готов­ность принести себя в жертву, и Бог-Отец прини­мает её. Он повеле­вает Сыну вопло­титься в смертную плоть. Ангелы небесные прекло­няют главы перед Сыном и славо­словят Ему и Отцу.

Тем временем Сатана дости­гает поверх­ности крайней сферы Вселенной и скита­ется по сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опус­ка­ется на Солнце. Приняв облик юного Херу­вима, он выве­ды­вает у Прави­теля Солнца, Архан­гела Уриила, место­на­хож­дение Чело­века. Уриил указы­вает ему на один из бесчис­ленных шаров, которые движутся по своим орбитам, и Сатана спус­ка­ется на Землю, на гору Нифат. Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского ворона опус­ка­ется на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей и размыш­ляет над тем, как погу­бить их. Подслушав беседу Адама и Евы, он узнает, что им под страхом смерти запре­щено вкушать от плодов Древа Познания. У Сатаны созре­вает коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их престу­пить запрет Творца.

Уриил, спустив­шись на солнечном луче к Гавриилу, охра­ня­ю­щему Рай, преду­пре­ждает его, что в полдень злой Дух из Преис­подней направ­лялся в образе доброго Ангела к Раю. Гавриил высту­пает в ночной дозор вокруг Рая. В куще, утом­ленные днев­ными трудами и чистыми радо­стями священной брачной любви, спят Адам и Ева. Ангелы Итуриил и Зефон, посланные Гаври­илом, обна­ру­жи­вают Сатану, который под видом жабы прита­ился над ухом Евы, чтобы во сне подей­ство­вать на её вооб­ра­жение и растра­вить её душу необуз­дан­ными стра­стями, смут­ными помыс­лами и гордыней. Ангелы приводят Сатану к Гавриилу. Мятежный Дух готов всту­пить с ними в борьбу, но Господь являет Сатане небесное знамение, и тот, видя, что его отступ­ление неми­нуемо, уходит, но не отсту­па­ется от своих наме­рений.

Утром Ева расска­зы­вает Адаму свой сон: некто, подобный небо­жи­телям, соблазнил её вкусить плод с Древа Познания и она вознес­лась над Землей и испы­тала ни с чем не срав­нимое блажен­ство.

Бог посы­лает к Адаму Архан­гела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной воле чело­века, а также о близости злоб­ного Врага и его коварных замыслах. Рафаил расска­зы­вает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспы­лавший зави­стью за то, что Бог-Отец возве­личил Сына и нарек Его пома­занным Мессией и Царем, увлек легионы Ангелов на Север и убедил их восстать против Вседер­жи­теля. Один лишь Серафим Абдиил покинул стан мятеж­ников.

Рафаил продол­жает свой рассказ.

Бог послал Архан­гелов Михаила и Гавриила высту­пить против Сатаны. Сатана созвал Совет и вместе с сообщ­ни­ками придумал дьяволь­ские машины, с помощью которых оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемо­гущий послал на поле битвы своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограж­дению Небес, и, когда их Хрустальная Стена разверз­лась, мятеж­ники упали в угото­ванную им бездну.

Адам просит Рафаила расска­зать ему о сотво­рении этого мира. Архангел расска­зы­вает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для его засе­ления после того, как Он низверг Сатану и его приспеш­ников в Ад. Всемо­гущий послал Сына своего, Всези­ждущее Слово, в сопро­вож­дении Ангелов вершить дело творения.

Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осто­рожно сове­тует ему зани­маться лишь такими пред­ме­тами, которые доступны чело­ве­че­скому разу­мению. Адам расска­зы­вает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего сотво­рения. Он призна­ется Архан­гелу в том, что Ева обла­дает над ним неизъ­яс­нимой властью. Адам пони­мает, что, превос­ходя его внешней красотой, она усту­пает ему в духовном совер­шен­стве, однако, невзирая на это, все её слова и поступки кажутся ему прекрас­ными и голос разума умол­кает перед её женской преле­стью. Архангел, не осуждая любовных насла­ждений брачной четы, все же предо­сте­ре­гает Адама от слепой страсти и обещает ему восторги небесной любви, которая неиз­ме­римо выше земной. Но на прямой вопрос Адама — в чем выра­жа­ется любовь у небесных Духов, Рафаил отве­чает неопре­де­ленно и вновь предо­сте­ре­гает его от размыш­лений над тем, что недо­ступно разуму чело­века.

Сатана под видом тумана снова прони­кает в Рай и вселя­ется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льсти­выми речами скло­няет её к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеж­дает её, что она не умрет, и расска­зы­вает о том, как благо­даря этим плодам сам он обрел речь и разу­мение.

Ева подда­ется уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму. Потря­сенный супруг из любви к Еве реша­ется погиб­нуть вместе с ней и также престу­пает запрет Творца. Вкусив плодов, Праро­ди­тели чувствуют опья­нение: сознание теряет ясность, а в душе пробуж­да­ется чуждое природе безудержное сладо­стра­стие, на смену кото­рому приходит разо­ча­ро­вание и стыд. Адам и Ева пони­мают, что Змий, суливший им неиз­бывные восторги и неземное блажен­ство, обманул их, и упре­кают друг друга.

Бог посы­лает на Землю своего Сына судить ослуш­ников. Грех и Смерть, прежде сидевшие у Врат Ада, поки­дают свое прибе­жище, стре­мясь проник­нуть на Землю. Идя по следам, проло­женным Сатаной, Грех и Смерть воздви­гают мост через Хаос между Адом и новоз­данным миром.

Тем временем Сатана в Панде­мо­ниуме объяв­ляет о своей победе над чело­веком. Однако Бог-Отец пред­ре­кает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит Его творение.

Ева, в отча­янии от того, что на их потом­ство должно пасть проклятие, пред­ла­гает Адаму немед­ленно отыс­кать Смерть и стать её первыми и послед­ними жерт­вами. Но Адам напо­ми­нает супруге про обето­вание, согласно кото­рому Семя Жены сотрет главу Змия. Адам наде­ется умило­сти­вить Бога молит­вами и пока­я­нием.

Сын Божий, видя искреннее раска­яние Праро­ди­телей, хода­тай­ствует о них перед Отцом, надеясь, что Всемо­гущий смягчит свой суровый приговор. Господь Вседер­жи­тель посы­лает Херу­вимов во главе с Архан­гелом Миха­илом, чтобы изгнать Адама и Еву из Рая. Перед тем как испол­нить прика­зание Бога-Отца, Архангел возводит Адама на высокую гору и пока­зы­вает ему в видении все то, что произойдет на Земле до потопа.

Архангел Михаил расска­зы­вает Адаму о грядущих судьбах рода людского и объяс­няет данное Праро­ди­телям обето­вание о Семени Жены. Он говорит о вопло­щении, смерти, воскре­сении и возне­сении Сына Божия и о том, как будет жить и бороться Церковь до Его второго Прише­ствия. Утешенный Адам будит спящую Еву, и Архангел Михаил выводит чету из Рая. Отныне вход в него будет охра­нять пыла­ющий и непре­станно обра­ща­ю­щийся меч Госпо­день. Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о грядущем избав­лении рода людского, Адам и Ева поки­дают Рай.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 4.448 ms