Там, внутри

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа осве­щены. Отец сидит у камелька. Мать обло­ко­ти­лась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом выши­вают. Скло­нив­шись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осто­рожно входят Старик и Незна­комец.

Они смотрят, все ли домашние на месте, и пере­го­ва­ри­ва­ются, решая, как лучше сооб­щить им о смерти третьей сестры. Старик считает, что нужно пойти вдвоем: несча­стье, о котором сооб­щает не один человек, не так тяжело. Он подыс­ки­вает слова, чтобы расска­зать о случив­шемся: «Когда её нашли, она плыла по реке, и руки её были сложены...» Незна­комец поправ­ляет его — руки девушки были вытя­нуты вдоль тела. Именно Незна­комец заметил и вытащил утоп­лен­ницу. Старик вспо­ми­нает, как встретил утонувшую девушку утром у церкви, — «она улыб­ну­лась так, как улыба­ются те, которые не хотят гово­рить, которые боятся, чтобы их не разга­дали...». У каждого чело­века есть немало поводов, чтобы не жить, рассуж­дает Старик. В душу не загля­нешь, как в комнату. Незна­комец и Старик наблю­дают за мирной, обычной жизнью семьи. Семьи, которой кажется, что она в безопас­ности: на окнах решетки, двери заперты на засов. Незна­комец поры­ва­ется пойти расска­зать о случив­шемся, боясь, что кто-нибудь сообщит ужасную новость, не подго­товив родных. Входит внучка Старика, Мария. Она сооб­щает, что крестьяне идут и несут на носилках из ветвей утоп­лен­ницу. Старик велит Марии взгля­нуть в окно: «Ты хоть немного поймешь, что такое жизнь...»

Внутри дома сестры подходят к окнам и всмат­ри­ва­ются в темноту. Затем целуют мать. Старшая гладит ребенка, а он не просы­па­ется. Девушки подходят к отцу. Эти простые, скупые движения заво­ра­жи­вают наблю­да­ющих из сада Старика, его внучку и Незна­комца. Теперь уже Мария просит деда не сооб­щать пока родным умершей девушки о несча­стье. Старик готов согла­ситься с ней и не гово­рить им ничего до утра, но поздно — толпа с телом уже подошла к дому. Появ­ля­ется другая внучка Старика — Марта. Поняв, что дед еще ничего не сказал, она готова сама пойти в дом с дурной вестью. Старик велит ей остаться и не смот­реть в окно, чтобы не увидеть, «каким стано­вится чело­ве­че­ское лицо, когда перед глазами проходит смерть».

Стано­вятся слышны молитвы. Часть толпы входит в сад. Разда­ются приглу­шенные шаги и тихий говор. Старик уходит в дом. Марта и Мария сидят на скамейке спиной к окнам. Незна­комец смотрит в окно и коммен­ти­рует проис­хо­дящее. Вот все прислу­ши­ва­ются — наверное, это Старик постучал в дверь. Отец идет откры­вать. Все встают, только ребенок, склонив головку набок, спит в кресле. Старик медлит. Но наконец страшные слова произ­не­сены. Мать, отец и обе девушки броса­ются к двери, но отцу не сразу удается открыть её. Старик пыта­ется удер­жать мать. Толпа в саду рассе­и­ва­ется. Только Незна­комец продол­жает стоять под окном. Наконец двери дома распа­хи­ва­ются настежь, все выходят одновре­менно. При свете звезд и луны видно, как на носилках несут утоп­лен­ницу. А посреди пустой комнаты, в кресле, ребенок по-преж­нему спит сладким сном. Молчание. «Ребенок не проснулся!» — говорит Незна­комец и уходит.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 4.003 ms