Синяя птица

Краткое содержание рассказа
Читается за 13 минут(ы)

Канун Рожде­ства. Дети дрово­сека, Тиль­тиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просы­па­ются. Привле­ченные звуками музыки, дети подбе­гают к окну и смотрят на рожде­ствен­ское празд­не­ство в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появ­ля­ется стару­шонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одно­глаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Бери­люна. Она велит детям отпра­виться на поиски Синей Птицы. Её раздра­жает, что дети не разли­чают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Бери­люна и дает Тиль­тилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тиль­тиль наде­вает шапочку и пово­ра­чи­вает алмаз, все окру­жа­ющее чудесно преоб­ра­жа­ется: старая колдунья превра­ща­ется в сказочную прин­цессу, бедная обста­новка хижины оживает. Появ­ля­ются Души Часов, Души Кара­ваев, Огонь пред­стает в виде стре­ми­тельно двига­ю­ще­гося чело­века в красном трико. Пес и Кошка тоже приоб­ре­тают чело­ве­че­ский облик, но оста­ются в масках буль­дога и кошки. Пес, обретя возмож­ность облечь свои чувства в слова, с востор­жен­ными криками «Мое маленькое боже­ство!» прыгает вокруг Тиль­тиля. Кошка жеманно и недо­вер­чиво протя­ги­вает руку Митиль. Из крана начи­нает бить свер­ка­ющим фонтаном вода, а из её потоков появ­ля­ется девушка с распу­щен­ными воло­сами, в как бы стру­я­щихся одеждах. Она немед­ленно всту­пает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разли­того молока подни­ма­ется белая фигура. Это робкая и стыд­ливая Душа Молока. Из сахарной головы, разо­рвав синюю обертку, выходит слащавое фаль­шивое суще­ство в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгно­венно превра­ща­ется в свето­зарную девушку несрав­ненной красоты под свер­ка­ющим прозрачным покры­валом. Это Душа Света. Разда­ется сильный стук в дверь. Тиль­тиль в испуге пово­ра­чи­вает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь стано­вится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успе­вают вернуться назад, в Молчание, фея прика­зы­вает им сопро­вож­дать детей в поисках Синей Птицы, пред­рекая им гибель в конце путе­ше­ствия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подо­брать каждому подхо­дящий наряд, фея уводит их всех через окно. И загля­нувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Бери­люны, пере­одев­шись в роскошные сказочные костюмы, души животных и пред­метов пыта­ются соста­вить заговор против детей. Возглав­ляет их Кошка. Она напо­ми­нает всем, что раньше, «до чело­века», кото­рого она именует «деспотом», все были свободны, и выска­зы­вает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окон­ча­тельно пора­ботит их. Пес яростно возра­жает. При появ­лении Феи, детей и Души Света все зати­хает. Кошка лице­мерно жалу­ется на Пса, и тому попа­дает от Тиль­тиля. Перед дальней дорогой, чтобы покор­мить детей, Хлеб отре­зает от своего брюха два ломтя, а Сахар отла­мы­вает для них свои пальцы (которые тут же отрас­тают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тиль­тилю и Митиль пред­стоит посе­тить Страну Воспо­ми­наний, куда они должны отпра­виться одни, без сопро­вож­дения. Там Тиль­тиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказы­ва­ется, что умершие как бы погру­жены в сон, а когда близкие вспо­ми­нают о них, пробуж­да­ются. Пово­зив­шись с млад­шими детьми, пообедав вместе со всем семей­ством, Тиль­тиль и Митиль торо­пятся уйти, чтобы не опоз­дать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который пока­зался им совер­шенно синим. Но когда Тиль­тиль и Митиль поки­дают Страну Воспо­ми­наний, птица стано­вится черной.

Во дворце Ночи первой оказы­ва­ется Кошка, чтобы преду­пре­дить хозяйку о грозящей опас­ности — приходе Тиль­тиля и Митиль. Ночь не может запре­тить чело­веку распах­нуть врата её тайн. Кошке и Ночи оста­ется только наде­яться, что человек не поймает насто­ящую Синюю Птицу, ту, что не боится днев­ного света. Появ­ля­ются дети в сопро­вож­дении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пыта­ется сначала обма­нуть, потом запу­гать Тиль­тиля и не дать ему ключ, откры­ва­ющий все двери в её дворце. Но Тиль­тиль пооче­редно откры­вает двери. Из-за одной выскаль­зы­вают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где нахо­дятся болезни, успе­вает выбе­жать Насморк, из-за третьей чуть не выры­ва­ются на свободу войны. Затем Тиль­тиль откры­вает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуж­да­ющие Огни, Свет­ляков, Росу, Соло­вьиное Пение. Следу­ющую, большую среднюю дверь, Ночь не сове­тует отпи­рать, преду­пре­ждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спут­ники Тиль­тиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тиль­тиль и Пес, борясь с собственным страхом, откры­вают дверь, за которой оказы­ва­ется дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тиль­тиль зовет своих спут­ников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы поги­бают — дети не сумели обна­ру­жить ту един­ственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоро­ва­ется с дере­вьями, разго­ва­ри­вает с ними. Натрав­ли­вает их на детей. Дере­вьям есть за что не любить сына дрово­сека. И вот Тиль­тиль повержен наземь, а Пес еле осво­бо­дился от пут Плюща, он пыта­ется защи­тить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмеша­тель­ство Души Света, которая велит Тиль­тилю повер­нуть алмаз на шапочке, чтобы погру­зить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причаст­ность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на клад­бище. В полночь Тиль­тиль со страхом пово­ра­чи­вает алмаз, могилы развер­за­ются, и из них появ­ля­ются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют востор­женные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые?.. — Мертвых нет...» — обме­ни­ва­ются репли­ками Тиль­тиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказы­ва­ются в Садах Блаженств. Тучные Блажен­ства едва не втяги­вают Тиль­тиля и его спут­ников в свои оргии, но мальчик пово­ра­чи­вает алмаз, и стано­вится видно, насколько Тучные Блажен­ства жалки и безоб­разны. Появ­ля­ются домашние Блажен­ства, которых пора­жает, что Тиль­тиль не подо­зре­вает об их суще­ство­вании. Это Блажен­ство Быть Здоровым, Блажен­ство Любить Роди­телей, Блажен­ство Голу­бого Неба, Блажен­ство Солнечных Дней, Блажен­ство Видеть Зажи­га­ю­щиеся Звезды. Они посы­лают самое быст­ро­ногое Блажен­ство Бегать По Росе Босиком изве­стить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появ­ля­ются высокие прекрасные анге­ло­по­добные суще­ства в блиста­ющих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Спра­вед­ливым, Радость Быть Добрым, Радость Пони­мать и самая чистая Радость Мате­рин­ской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Мате­рин­ская Любовь утвер­ждает, что дома она такая же, но с закры­тыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Мате­рин­ская Любовь созы­вает другие Великие Радости, и они привет­ствуют Душу Света как свою влады­чицу. Великие Радости просят Душу Света отки­нуть покры­вало, которое ещё скры­вает непо­знанные Истины и Блажен­ства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Пове­ли­теля, лишь плотнее заку­ты­ва­ется в покры­вало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обняв­шись на прощание, она расста­ется с Вели­кими Радо­стями.

Тиль­тиль и Митиль в сопро­вож­дении Души Света оказы­ва­ются в Лазо­ревом дворце Царства Буду­щего. К ним сбега­ются Лазо­ревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей соби­ра­ется принести туда какое-нибудь свое изоб­ре­тение: Машину Счастья, трид­цать три способа продления жизни, два преступ­ления, лета­ющую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удиви­тельный садовник, выра­щи­ва­ющий необык­но­венные марга­ритки и огромный вино­град, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничто­жить на Земле Неспра­вед­ли­вость. Двое лазо­ревых детишек стоят, обняв­шись. Это влюб­ленные. Они не могут нагля­деться друг на друга и беспре­рывно целу­ются и проща­ются, потому что на Земле окажутся разде­лены столе­тиями. Здесь же Тиль­тиль и Митиль встре­чают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Зани­ма­ется Заря — час, когда рожда­ются дети. Появ­ля­ется боро­датый старик Время, с косой и песоч­ными часами. Он заби­рает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплы­вает и скры­ва­ется. Доно­сится далекое пение — это поют Матери, встре­ча­ющие детей. Время в изум­лении и гневе заме­чает Тиль­тиля, Митиль и Душу Света. Они спаса­ются от него, повернув алмаз. Под покры­валом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой — Тиль­тиль не сразу узнает родной дом — дети расста­ются со своими спут­ни­ками. Хлеб возвра­щает Тиль­тилю клетку для Синей Птицы, так и остав­шуюся пустой. «Синяя Птица, по-види­мому, или вовсе не суще­ствует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку...» — говорит Душа Света. Души Пред­метов и Животных проща­ются с детьми. Огонь чуть не обжи­гает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произ­носит фаль­шивые и слащавые слова. Пес поры­висто броса­ется к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше гово­рить со своим обожа­емым хозя­ином. Дети угова­ри­вают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообе­щать им быть с ними «в каждом сколь­зящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звез­дочке, в каждой зани­ма­ю­щейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приот­во­ря­ется и тотчас же захло­пы­ва­ется за детьми.

Хижина дрово­сека волшебно преоб­ра­зи­лась — все здесь стало новее, радостнее. Лику­ющий дневной свет проби­ва­ется в щели запертых ставен. Тиль­тиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начи­нают расска­зы­вать об увиденном во время путе­ше­ствия, и их речи пугают мать. Она посы­лает отца за доктором. Но тут появ­ля­ется Соседка Берленго, очень похожая на фею Бери­люну. Тиль­тиль начи­нает объяс­нять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка дога­ды­ва­ется, что детям что-то пригре­зи­лось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она расска­зы­вает о своей внучке — девочка нездо­рова, не встает, доктор говорит — нервы... Мать угова­ри­вает Тиль­тиля пода­рить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тиль­тиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем нахо­дится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Разда­ется стук в дверь, и входит Соседка Берленго с бело­курой необык­но­венно красивой Девочкой. Девочка прижи­мает к груди горлицу Тиль­тиля. Тиль­тилю и Митиль сосед­ская внучка кажется похожей на Душу Света. Тиль­тиль хочет объяс­нить Девочке, как кормить горлицу, но птица, восполь­зо­вав­шись моментом, улетает. Девочка в отча­янии плачет, а Тиль­тиль обещает ей поймать птицу. Затем он обра­ща­ется к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счаст­ли­выми в будущем...»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.136 ms