Этрусская ваза

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Огюста Сен-Клера не любили в так назы­ва­емом «большом свете»; главная причина заклю­ча­лась в том, что он старался нравиться только тем, кто прихо­дился ему по сердцу. Он шел навстречу одним и тщательно избегал других. К тому же он был беспечен и рассеян.

Он был горд и само­любив. Он дорожил чужим мнением. Он призвал все свои силы, стараясь научиться скры­вать все то, что счита­лось унизи­тельною слабо­стью.

В свете приобрел он вскоре печальную извест­ность чело­века равно­душ­ного и неот­зыв­чи­вого. Сен-Клер не верил в дружбу.

Сен Клер был, однако ж, человек приятный в общении. Его недо­статки вредили только ему лично. Редко бывало с ним скучно.

Сен-Клер отли­чался большой внима­тель­но­стью к женщинам; он пред­по­читал их беседу мужской. Если такой наружно холодный человек любил кого-нибудь, пред­метом его страсти могла быть только — это все знали — хоро­шенькая графиня Матильда де Курси. Это была молодая вдова, которую посещал он с редким посто­ян­ством.

Графиня поехала на лечебные воды, а Сен-Клер вскоре отпра­вился за ней.

После одного из свиданий он был необы­чайно счастлив, востор­гался де Курси, радо­вался, что она пред­почла его множе­ству других поклон­ников.

В этот же вечер Сен-Клер приходит на встречу молодых холо­стяков, где присут­ствует его знакомый Альфонс де Темин. Молодые люди обсуж­дают, как добиться любви хоро­шеньких женщин. Стара­ются вывести общую формулу ориги­наль­ности, чтобы, следуя ей, нравиться всем. Сен-Клер рассказал, как бы он заво­е­вывал красоток, будь даже горбатым: окол­довал бы жалобных или эксцен­тричных особ.

Темин же сказал, что основным оружием он считает приятную наруж­ность и умение со вкусом одеваться. В каче­стве примера он начал гово­рить о той самой графине де Курси, которую когда-то охмурил некий Масиньи: «Глупейший и пустейший из людей вскружил голову умнейшей из женщин. Скажете ли вы после этого, что с горбом можно достиг­нуть такого успеха? Поверьте: требу­ется лишь приятная наруж­ность, хороший портной и смелость.»

Сен-Клер был взбешен. Он вспомнил об Этрус­ской вазе — подарке Масиньи, который де Курси бережно хранила и даже забрала с собой на воды. И каждый вечер, отка­лывая свою буто­ньерку, графиня ставила ее в этрус­скую вазу.

Беседа преры­ва­ется прибы­тием из Египта Теодора Невиля. Он расска­зы­вает о тамошних обычаях. Сен-Клер поти­хоньку ушел домой, где стал сильно пере­жи­вать по поводу того, что графиня оказа­лась такой же женщиной, как все, а он-то думал, что она за всю жизнь любила только его одного. Ей, думает наш герой, все равно: Масиньи или Сен-Клер. Он муча­ется, но все-таки снова идет к де Курси на свидание.

Она с ним неве­ро­ятно ласкова, пота­кает ему во всех мелочах. Дарит отре­мон­ти­ро­ванные часы с собственным порт­ретом. Сен-Клер смяг­ча­ется: теперь он верит, что она любит его.

Утром его радость снова омра­чена. Он снова видит вазу, и она дорога де Курси. А ее портрет на его почи­ненных часах выполнил художник, с которым ее когда-то позна­комил Масиньи.

Сен-Клер уже начи­нает думать, стоит ли венчаться с ней или нет по исте­чении ее годич­ного траура. Погружен в мрачные мысли, едет на лошади и встре­чает другого всад­ника — де Темина. Сен-Клер настолько раздражен, что зате­вает пустя­ковую ссору, и Темин вызы­вавет его на дуэль.

Вечером с графиней Сен-Клер деланно весел, чем вызы­вает ее недо­воль­ство, ей кажется, что он злой.

Они начи­нают гово­рить о том, кто чаще попа­да­ется в ловушку ложной любви — мужчины или женщины. Графиня расска­зы­вает ему о том, как однажды подшу­тила над Масиньи, который был в нее влюблен: он прислал ей признание в любви, а она тем же вечером попро­сила прочи­тать его вслух свою кузину, не называя имен. Все смея­лись над его глупым и неумелым стилем, а Масиньи был повержен.

Сен-Клер пони­мает, что был одурачен, и графиня никогда не была влюб­лена в Масиньи. Он расска­зы­вает все ей, и они счаст­ливые обни­ма­ются. Потом графиня разби­вает этрус­скую вазу.

На следу­ющий день Темин убивает Сен-Клера на дуэли.

Три года графиня не хочет никого видеть. Потом из стран­ствий возвра­ща­ется ее кузина Жюли и увозит ее на острова. Но де Курси уже погу­била себя — она протя­нула на курорте три-четыре месяца, а потом умерла от грудной болезни.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 2.564 ms