Кровавая свадьба

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Испания, начало XX в. Горная дере­вушка. Действие пьесы начи­на­ется в доме Жениха. Мать, узнав, что он идет на вино­градник и хочет взять нож, разра­жа­ется прокля­тьями тому, кто выдумал ножи, и ружья, и писто­леты — все, что может убить мужчину. Ее муж и старший сын мертвы, погибли в ножевых драках с семьей Феликсов, нена­вистной Матери. Мать с трудом пере­носит мысль о свадьбе, ей заранее непри­ятна Невеста, Жених уходит, появ­ля­ется Соседка. Мать расспра­ши­вает её о Невесте и узнает, что у той прежде был жених, который уже два года как женат на её двою­родной сестре. Это Леонардо, из семьи Феликсов, который был совсем маленьким в момент ссоры двух семейств. Мать решает ничего не гово­рить сыну.

Дом Леонардо. Теща Леонардо поет ребенку колы­бельную «о коне высоком, что воды не хочет». Жена Леонардо вяжет. Входит Леонардо. Он только что из кузницы, менял подковы коню. Жене кажется, что Леонардо слишком много ездит на нем, вот и вчера его видели на равнине. Леонардо говорит, что не был там. Жена сооб­щает Леонардо о пред­сто­ящей через месяц свадьбе своей двою­родной сестры. Леонардо мрач­неет. Жена хочет узнать, что гнетет его, но он резко обры­вает её и уходит. Жена Леонардо и Теща продол­жают петь колы­бельную «о коне высоком». Жена плачет.

Жених и Мать приходят в дом Невесты свататься. К ним выходит Отец Невесты. Они сгова­ри­ва­ются о дне свадьбы. Мать при каждом случае вспо­ми­нает своего погиб­шего стар­шего сына. Появ­ля­ется Невеста. Мать Жениха настав­ляет её, объясняя, что значит выйти замуж: «Муж, дети и стена толщиной в два локтя — вот и все». Невеста серьезно обещает: «Я сумею так жить». После ухода Жениха и Матери Служанка хочет рассмот­реть подарки, прине­сенные Невесте (среди них — ажурные шелковые чулки, «мечта женщин»). Но Невесту разго­воры о подарках и о грядущей свадьбе приводят в ярость. Служанка расска­зы­вает, что ночью видела всад­ника, оста­но­вив­ше­гося под окном Невесты — она узнала, это был Леонардо. Разда­ется стук копыт. Под окнами вновь проез­жает Леонардо.

День свадьбы. Служанка укла­ды­вает волосы Невесты в замыс­ло­ватую прическу. Невеста прекра­щает все вольные разго­воры Служанки о заму­же­стве. Она мрачна, но полна реши­мости, а на вопрос Служанки, любит ли она своего жениха, отве­чает утвер­ди­тельно. Разда­ется стук. Служанка откры­вает дверь первому гостю. Им оказы­ва­ется Леонардо. Невеста и Леонардо разго­ва­ри­вают, как поссо­рив­шиеся и смер­тельно обиженные друг на друга влюб­ленные. «У меня есть гордость. Потому и выхожу замуж. Я запрусь с моим мужем, кото­рого должна любить больше всего на свете», — говорит Невеста. «Гордость тебе не поможет <...> Молча сгорать — это самая страшная кара, какой мы можем подверг­нуть себя. Разве мне помогла моя гордость, помогло то, что я не видел тебя, а ты не спала по ночам? Ничуть! Только я был весь в огне! Ты думаешь, что время лечит, а стены скры­вают все, но это не так. Что прони­кает в сердце, того уже не вырвешь!» — звучит отпо­ведь Леонардо. Служанка стара­ется прогнать Леонардо. Слышно пение прибли­жа­ю­щихся гостей: «Ты проснись, невеста, / Это утро свадьбы...»

Невеста убегает к себе. Леонардо уходит в глубь дома. Гости появ­ля­ются и читают стихи Невесте: «Сойди, смуг­лянка, / шлейф из шелка / влача по гулким ступеням».

Появ­ля­ется Невеста — в черном платье девя­но­стых годов, с вола­нами и широким шлейфом. На голове венок. Все привет­ствуют Невесту. Мать Жениха видит Леонардо и его жену. «Они члены семьи. Сегодня день, когда надо прощать», — говорит ей Отец Невесты. «Я терплю, но не прощаю», — отве­чает та. Невеста торопит Жениха: «Я хочу быть твоей женой, остаться с тобой наедине и слышать только твой голос». Жених с Неве­стой и гости уходят. На сцене оста­ются Леонардо и его Жена. Она просит мужа не уезжать верхом, поехать с ней вместе в повозке. Они ссорятся. «Не пойму, что с тобой, — призна­ется жена. — Думаю и не хочу думать. Знаю одно: жизнь моя разбита. Но у меня ребенок. И я жду другого. <...> Но я своего не уступлю». Они уходят вместе. Голоса за сценой продол­жают петь: «Вспомни, что из дома / ты выхо­дишь в церковь. / Вспомни, что звездою / ты выхо­дишь яркой!»

Перед входом в дом Невесты Служанка, напевая, расстав­ляет на столе подносы и рюмки. Входят Мать Жениха и Отец Невесты. Мать с трудом остав­ляет мысли о своих погибших близких и вместе с Отцом Невесты мечтает о внуках, о большой семье. Но Мать пони­мает, что ждать придется еще долго. («Оттого и страшно смот­реть, как стру­ится твоя кровь по земле. Ручеек высы­хает в одну минуту, а нам он стоит многих лет жизни...»)

Появ­ля­ются веселые гости, за ними под руку — молодые. Леонардо почти сразу же уходит внутрь дома. Спустя несколько минут уходит Невеста. Когда она возвра­ща­ется, девушки подходят к ней за булав­ками: та, которой она раньше даст булавку, скорее выйдет замуж. Невеста взвол­но­вана, видно, что в душе её идет борьба, она рассе­янно отве­чает девушкам. В глубине сцены проходит Леонардо. Жениху кажется, что Невеста встре­во­жена. Она отри­цает это, просит его не отхо­дить от нее, хотя и укло­ня­ется от его объятий. Жена Леонардо расспра­ши­вает о нем гостей: она не может его найти и коня его нет в стойле. Невеста уходит отдох­нуть. Спустя неко­торое время обна­ру­жи­ва­ется её отсут­ствие. Входит Жена Леонардо с криком: «Они бежали! Они бежали! Она и Леонардо! На коне. Обня­лись и поле­тели вихрем!»

Свадьба раска­лы­ва­ется на два стана. Жених и его родствен­ники броса­ются в погоню.

Лес. Ночь. Три дрово­сека рассуж­дают о судьбе беглецов. Один из них считает: «Надо слушаться сердца; они хорошо сделали, что бежали». Другой согласен: «Лучше истечь кровью и умереть, чем жить с гнилой кровью». Третий дровосек говорит о Женихе: «Он летел, как гневная звезда. Лицо у него было пепельно-серое. На нем напи­сана судьба его рода». Они уходят. Сцена озаря­ется ярким голубым светом. Это появ­ля­ется Луна в виде моло­дого дрово­сека с бледным лицом. Читает монолог в стихах: «Я — светлый лебедь на реке, / я — око сумрачных соборов, / на листьях мнимая заря, /я — все, им никуда не скрыться». «Пускай не будет им ни тени, / ни места, где б могли укрыться!»

«О, я хочу проник­нуть в сердце /ив нем согреться! Дайте сердце — / пусть грудь её оно покинет / и расте­чется по горам! / О, дайте мне проник­нуть в сердце, / проник­нуть в сердце...»

Луна исче­зает за дере­вьями, сцена погру­жа­ется во мрак. Входит Смерть в образе Нищенки...

Нищенка зовет Луну и просит дать больше света, «осве­тить жилет и отте­нить пуго­вицы», «а там уж ножи найдут себе путь».

Появ­ля­ется Жених в сопро­вож­дении одного из юношей. Жених только что слышал топот копыт, который он не мог спутать ни с каким другим. Жених и юноша расхо­дятся, чтобы не упустить беглецов. На дороге у Жениха появ­ля­ется Нищенка-Смерть. «Красивый юноша, — заме­чает, разгля­дывая Жениха, Нищенка. — Но спящий ты должен быть еще красивей». Она уходит вместе с Женихом. Входят Невеста и Леонардо. Между ними ведется страстный диалог.

Леонардо: «Что за стекло в язык вонзи­лось! /Ля хотел тебя забыть, / построил каменную стену / я между нашими домами. / Когда тебя вдали я видел, / глаза я засыпал песком. / И что ж? Я на коня садился, / и конь летел к твоим дверям...»

Невеста вторит ему: «Как все смеша­лось! Не хочу / делить с тобой постель и пищу. / И что ж? У вы, минуты нет, / когда б к тебе я не стре­ми­лась. / Меня влечешь ты — я иду. / Ты гово­ришь, чтоб я верну­лась, / но я по воздуху несусь / тебе вослед былинкой легкой».

Невеста угова­ри­вает Леонардо бежать, но он увле­кает её за собой, и они уходят, обняв­шись. Очень медленно появ­ля­ется Луна. Сцену зали­вает яркий голубой свет. Звучат скрипки. Вдруг один за другим разда­ются два душе­раз­ди­ра­ющих вопля. При втором вопле появ­ля­ется Нищенка, оста­нав­ли­ва­ется посреди сцены спиною к зрителям и распа­хи­вает плащ, стано­вясь похожей на птицу с огром­ными крыльями.

Белая комната. Арки, толстые стены. Справа и слева белые скамьи. Блестящий белый пол. Две девушки в темно-синих платьях разма­ты­вают красный клубок и поют: «Любовник безмолвен, / весь алый — жених. / На береге мертвых / я видела их»,

Входят Жена и Теща Леонардо. Жена хочет вернуться и узнать, что же произошло, но Теща отправ­ляет её домой: «Иди к себе домой. Мужайся: / отныне будешь одиноко / жить в этом доме, в нем стареть / и плакать. Только дверь, запомни, / уж в нем не будет откры­ваться. / Он мертв иль жив, но эти окна / мы все забьем. Дожди и ночи / пускай свои роняют слезы / на горечь трав». Они уходят. Появ­ля­ется Нищенка. На расспросы девушек она отве­чает: «Я их видела. Здесь скоро / будут оба — два потока. / Час прошел — они застыли / меж больших камней. Два мужа / спят у ног коня недвижно. / Мертвы оба. Ночь сияет / красотой. Они убиты! / Да, убиты!»

Нищенка, а затем девушки уходят. Вскоре появ­ля­ются Мать и Соседка. Соседка плачет, а глаза Матери сухи. Теперь её ждет ничем не нару­ша­емое спокой­ствие — ведь все умерли. Ей больше не придется беспо­ко­иться за сына, смот­реть в окно, не идет ли он. Ей никого не хочется видеть и не хочется пока­зы­вать свое горе. Входит Невеста в черном плаще. Мать грозно направ­ля­ется к ней, но, овладев собой, оста­нав­ли­ва­ется. Затем ударяет Невесту. Соседка пробует всту­питься, но Невеста говорит, что пришла затем, чтобы её убили и похо­ро­нили рядом с убитыми. «Но меня похо­ронят чистой — ни один мужчина не любо­вался белизной моей груди». Она пробует объяс­нить Матери свое бегство: «Я сгорала на огне, вся душа у меня в язвах и ранах, а твой сын был для меня струйкой воды — я ждала от него детей, успо­ко­ения, целебной силы. Но тот был темной рекой, осененной ветвями, волно­вавшей меня шурша­нием камышей и глухим рокотом волн...»

Невеста просит у Матери разре­шения плакать вместе с ней, и та разре­шает, но — у дверей.

Прибли­жа­ется траурное шествие. «Четыре отрока скло­ненных / несут их. Как устали плечи! / Четыре отрока влюб­ленных / несут по воздуху к нам смерть!»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.573 ms