Мартин Иден

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Однажды на пароме Мартин Иден, моряк, двадцати лет от роду, защитил от шайки хули­ганов Артура Морза, Артур примерно тех же лет, что и Мартин, но принад­лежит к людям обес­пе­ченным и обра­зо­ванным. В знак благо­дар­ности — и в то же время желая поза­ба­вить семью эксцен­три­че­ским знаком­ством — Артур пригла­шает Мартина на обед. Атмо­сфера дома — картины на стенах, множе­ство книг, игра на рояле — восхи­щает и очаро­вы­вает Мартина. Особое впечат­ление произ­водит на него Руфь, сестра Артура. Она кажется ему вопло­ще­нием чистоты, духов­ности, возможно, даже боже­ствен­ности. Мартин решает стать достойным этой девушки. Он отправ­ля­ется в библио­теку, дабы приоб­щиться к премуд­рости, доступной Руфи, Артуру и им подобным (и Руфь, и её брат учатся в универ­си­тете).

Мартин — натура одарённая и глубокая. Он с вооду­шев­ле­нием погру­жа­ется в изучение лите­ра­туры, языка, правил стихо­сло­жения. Он часто обща­ется с Руфью, она помо­гает ему в заня­тиях. Руфь, девушка с консер­ва­тив­ными и доста­точно узкими взгля­дами, пыта­ется пере­кроить Мартина по образцу людей своего круга, но это не сильно ей удается. Истратив все зара­бо­танные в последнем плавании деньги, Мартин вновь уходит в море, наняв­шись матросом. За долгие восемь месяцев плавания Мартин «обогатил свой словарь и свой умственный багаж и лучше узнал самого себя». Он чувствует в себе огромные силы и вдруг осознает, что хочет стать писа­телем, — прежде всего, чтобы Руфь могла любо­ваться вместе с ним красотой мира. Вернув­шись в Окленд, он пишет очерк об иска­телях сокровищ и отправ­ляет руко­пись в «Обозре­ва­тель Сан-Фран­циско». Затем садится за повесть для юноше­ства о кито­боях. Встре­тив­шись с Руфью, он делится с ней своими планами, но, к сожа­лению, девушка не разде­ляет его пылких надежд, хотя её радуют проис­хо­дящие с ним пере­мены — Мартин стал гораздо правильнее выра­жать свои мысли, лучше одеваться и т.п. Руфь влюб­лена в Мартина, но собственные её понятия о жизни не дают ей возмож­ности осознать это. Руфь считает, что Мартину необ­хо­димо учиться, и он сдает экза­мены в среднюю школу, но с треском прова­ли­ва­ется по всем пред­метам, кроме грам­ма­тики. Мартина неудача не сильно обес­ку­ра­жи­вает, но Руфь огор­чена. Ни одно из разо­сланных в журналы и газеты произ­ве­дений Мартина не опуб­ли­ко­вано, все возвра­ща­ются по почте без всяких объяс­нений. Мартин решает: дело в том, что они напи­саны от руки. Он берет напрокат пишущую машинку и учится печа­тать. Мартин рабо­тает все время, даже не считая это за труд. «Просто он обрел дар речи, и все мечты, все мысли о прекрасном, которые долгие годы жили в нем, хлынули наружу неудер­жимым, мощным, звенящим потоком».

Мартин откры­вает для себя книги Герберта Спен­сера, и это даёт ему возмож­ность по-новому увидеть мир. Руфь не разде­ляет его увле­чения Спен­сером. Мартин читает ей свои рассказы, и она легко заме­чает их формальные недо­статки, но не в состо­янии увидеть мощь и талант, с кото­рыми они напи­саны. Мартин никак не укла­ды­ва­ется в рамки буржу­азной куль­туры, привычной и родной для Руфи. Зара­бо­танные в плавании деньги конча­ются, и Мартин нани­ма­ется в прачечную гладить белье. Напря­женная, адская работа выма­ты­вает его. Он пере­стает читать и однажды в выходной напи­ва­ется, как в прежние времена. Поняв, что такой труд не только изну­ряет, но и оглуп­ляет его, Мартин уходит из прачечной.

До очеред­ного плавания оста­ются считанные недели, и Мартин посвя­щает эти кани­кулы любви. Он часто видится с Руфью, они вместе читают, ездят на прогулки на вело­си­педах, и в один прекрасный день Руфь оказы­ва­ется в объя­тиях Мартина. Они объяс­ня­ются. Руфь не знает ничего о физи­че­ской стороне любви, но ощущает притя­га­тель­ность Мартина. Мартин боится оскор­бить ee чистоту. У роди­телей Руфи изве­стие о ee помолвке с Иденом не вызы­вает восторга.

Мартин решает писать для зара­ботка. Он снимает крохотную комнатку у порту­галки Марии Сильвы. Могучее здоровье позво­ляет ему спать по пять часов в сутки. Все остальное время он рабо­тает: пишет, учит незна­комые слова, анали­зи­рует лите­ра­турные приёмы различных писа­телей, ищет «прин­ципы, лежащие в основе явления». Его не слишком смущает, что до сих пор не напе­ча­тана ни одна его строчка. «Писание было для него заклю­чи­тельным звеном слож­ного умствен­ного процесса, последним узлом, которым связы­ва­лись отдельные разроз­ненные мысли, поды­то­жи­ва­нием нако­пив­шихся фактов и поло­жений».

Но полоса неве­зения все продол­жа­ется, деньги Мартина исся­кают, он закла­ды­вает пальто, затем часы, затем вело­сипед. Он голо­дает, питаясь одной картошкой да изредка обедая у сестры или у Руфи. Вдруг — почти неожи­данно — Мартину приходит письмо из одного толстого журнала. Журнал хочет опуб­ли­ко­вать его руко­пись, но соби­ра­ется запла­тить пять долларов, хотя, по самым скромным подсчётам, должен был бы запла­тить сто. От огор­чения осла­бевший Мартин заболе­вает тяжёлым гриппом. И тут колесо фортуны пово­ра­чи­ва­ется — один за другим начи­нают прихо­дить чеки из журналов.

Спустя какое-то время везение прекра­ща­ется. Редакции напе­ребой стара­ются обжу­лить Мартина. Добыть у них деньги за публи­кации оказы­ва­ется нелёгким делом. Руфь наста­и­вает на том, чтобы Мартин устро­ился на работу к её отцу, она не верит в то, что он станет писа­телем. Случайно у Морзов Мартин знако­мится с Рэссом Бриссен­деном и близко сходится с ним. Бриссенден болен чахоткой, он не боится смерти, но страстно любит жизнь во всех её прояв­ле­ниях. Бриссенден знакомит Мартина с «насто­я­щими людьми», одер­жи­мыми лите­ра­турой и фило­со­фией. Со своим новым това­рищем Мартин посе­щает митинг соци­а­ли­стов, где спорит с оратором, но благо­даря расто­роп­ному и неще­пе­тиль­ному репор­тёру попа­дает на стра­ницы газет в каче­стве соци­а­листа и ниспро­вер­га­теля суще­ству­ю­щего строя. Газетная публи­кация приводит к печальным послед­ствиям — Руфь присы­лает Мартину письмо, изве­ща­ющее о разрыве помолвки. Мартин продол­жает жить по инерции, и его даже не радуют посту­па­ющие от журналов чеки — почти все, напи­санное Мартином, теперь публи­ку­ется. Бриссенден кончает жизнь само­убий­ством, а его поэма «Эфеме­рида», которую опуб­ли­ковал Мартин, вызы­вает бурю пошлейшей критики и застав­ляет Мартина радо­ваться, что его друг не видит этого.

Мартин Иден стано­вится наконец знаме­нитым, но все это глубоко ему безраз­лично. Он полу­чает пригла­шения от тех людей, которые раньше высме­и­вали его и считали бездель­ником, и иногда даже прини­мает их. Его утешает мысль поехать на Маркиз­ские острова и жить там в трост­ни­ковой хижине. Он щедро раздаёт деньги своим родным и людям, с кото­рыми связала его судьба, но уже ничто не может тронуть его. Ни искренняя горячая любовь моло­денькой работ­ницы Лиззи Конолли, ни неожи­данный приход к нему Руфи, теперь готовой прене­бречь гласом молвы и остаться у Мартина. Мартин отплы­вает на острова на «Мари­позе», и ко времени отъезда Тихий океан кажется ему ничуть не лучше всего осталь­ного. Он пони­мает, что для него нет выхода. И после нескольких дней плавания он выскаль­зы­вает в море через иллю­ми­натор. Чтобы обма­нуть волю к жизни, он наби­рает в легкие воздух и ныряет на большую глубину. Когда конча­ется весь воздух, он уже не в состо­янии подняться на поверх­ность. Он видит яркий, белый свет и ощущает, что летит в темную бездну, и тут сознание навсегда поки­дает его.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.299 ms