Запечатленный ангел

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

На посто­ялом дворе укры­ва­ются от непо­годы несколько путников. Один из них утвер­ждает, что «всякого спасен­ного чело­века... ангел руко­вод­ствует», и его самого ангел водил. После­ду­ющий рассказ он произ­носит, стоя на коленях, потому как все случив­шееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незна­чи­тельный человек», рожденный в «старой русской вере», служит камен­щиком в артели Луки Кирил­лова, самой чудной иконой в которой счита­ется изоб­ра­жение ангела. На Днепре артель строит вместе с англи­ча­нами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преи­зя­ще­ство бого­з­данной природы» ощущает. Но после того как неве­же­ственный и напо­ми­на­ющий «верблуда» Марой изоб­ре­тает особенный способ разби­вать проч­нейшие болты, о старо­верах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «насто­ящих степенных старо­веров», не чужда­ется общения с чинов­ни­ками, встре­ча­ется с женой «нема­ло­важ­ного лица», которая просит у старо­веров вымо­лить ей дочь. Пимен ничего старо­верам не расска­зы­вает ни об этом, ни о после­ду­ющих пору­че­ниях, но все они испол­ня­ются. Распла­тив­шись с Пименом день­гами «на свечи и масло», барыня выра­жает желание посмот­реть на ангела-храни­теля, и Пимену прихо­дится обо всем расска­зать старо­верам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кирил­лова, тетка Михай­лица, расска­зы­вает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за кото­рого Пимен «молит­вует», полу­чает взятку от «жидов», но те его обма­ны­вают и еще больше отдан­ного назад требуют. Барыня требует этих денег у старо­веров. Старо­веры таких денег не имеют, и на их жилище напа­дают жандармы, «запе­ча­ты­вают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и свали­вают в подвал. Икона с ангелом пригля­ды­ва­ется архи­ерею, и её ставят в алтаре. Старо­веры решают храни­теля подме­нить — «скрасть и распе­ча­тать», а «к испол­нению сей реши­мости» изби­рают рассказ­чика этой повести и благо­нрав­ного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на старо­веров напа­дает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, изле­чить которую сможет только икона-храни­тель­ница. Такое благо­че­стие трогает стар­шего среди англичан Якова Яковле­вича, кото­рому Маркуша объяс­няет, что художник из города не сможет точную копию испол­нить, пред­ста­вить «тип лица небо­жи­тельный». И икона та стро­га­нов­ского рисунка, а он сильно отли­ча­ется от других писаний. А сегодня «высо­кого вдох­но­вения тип утрачен» и «в новых школах худо­же­ства повсе­местное растле­яние чувства развито и суете ум пови­ну­ется». «Писание не всякому дано уразу­меть, и изоб­ра­женная небесная слава очень при этом помо­гает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же старо­веры молят «христи­ан­ския кончины живота и доброго ответа на страшном суди­лище». Англи­чанин и его жена такими речами настолько растро­ганы, что дают Маркуше денег, и он с «среб­ро­уздым» Левон­тием отправ­ля­ется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древ­лего русского обще­ства преславной царицы», но и ею не утеша­ются, считая, что старина в Москве не на «добро­то­любии и благо­че­стии, а на едином упрям­стве» зиждится. А мастера в худо­же­стве неак­ку­ратны, все друг перед другом вели­ча­ются или, «шайками сово­ку­пясь», по трак­тирам вино пьют и свое худо­же­ство хвалят «с кичливою надмен­но­стию». На Маркушу напа­дает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдер­жать может», и изъяв­ляет желание пови­дать безгнев­ного старца Памву и понять, какова «благо­дать» господ­ству­ющей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отве­чает своей обра­зо­ван­но­стью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Сева­стьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теря­ются. Левонтий выглядит больным и отка­зы­ва­ется идти. Но появив­шийся из леса небольшой старичок призы­вает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша пони­мает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпус­кает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обви­нить старца: «неодолим сей человек с таким смире­нием», но он решает, что «если только в церкви два такие чело­века есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь явля­ется Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запе­чатлен, а любовь осво­бодит его». Маркуша бежит от старца и встре­чает изографа Сева­стьяна, с которым возвра­ща­ется в артель. Чтобы прове­рить умение изографа, Яков Яковлевич просит его напи­сать икону своей жене, Сева­стьян узнает, что англи­чанка молится о детях, и пишет икону такой тонко­стью «мелко­с­по­пи­че­ского» письма, о которой англи­чане не слыхи­вали. Но скопи­ро­вать портрет англи­чанки в перстень отка­зы­ва­ется, чтобы не «унизить» своего худо­же­ства.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позо­ло­тить на запе­чат­ленном ангеле ризу и укра­сить венец. Но архи­ерей отдает лишь ризу. Сева­стьян объяс­няет англи­ча­нину, что необ­хо­дима подлинная икона. Тот сначала изографа выго­няет, но потом сам вызы­ва­ется совер­шить кражу и дого­ва­ри­ва­ется, чтобы, пока всенощная у архи­ерея идет, копию напи­сали, старую икону со старой доски сняли, подделок вста­вили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поста­вить, как будто ничего не бывало. Англи­чанин берет с собой силь­ного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если старо­веры обманут. Договор держится на основе «взаи­мо­верья».

«Акция» проходит успешно, но Сева­стьян отка­зы­ва­ется накла­ды­вать печать на копию, и это прихо­дится сделать англи­чанке. В это время трога­ется лед, и, чтобы вовремя пере­пра­виться на другой берег, Лука, под пение старо­об­рядцев, пере­ходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану анге­лами. На копии иконы исче­зает сургуч, и Лука броса­ется с повинной к архи­ерею, который отве­чает, что старо­веры «со своего ангела печать плутов­ством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архи­ереем старо­веры «тела и крови Спаса за обеднею приоб­ща­ются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одуше­виться со всею Русью».

На удив­ление путников по поводу исчез­нувшей печати Маркуша расска­зы­вает, что печать англи­чанки была бумажной и выпала. Против того, что все случи­лось обык­но­венным манером, старо­веры не спорят: «все равно, какими путями господь чело­века взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздрав­ляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.94 ms