Басурман

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

События романа начи­на­ются с проводов в Московию Антона Эрен­штейна, барона по проис­хож­дению, пригла­шен­ного в каче­стве врача к вели­кому князю Иоанну III. Но как дове­лось сыну дворя­нина стать лекарем в XV в., когда «инкви­зиция этих всемирных парий жарила тыся­чами»?

Задолго до этого дня, в Риме, во время цере­монии закладки собора Св. Петра немецкий барон неза­слу­женно унизил лекаря Антонио Фиора­венти. Три года спустя судьба привела талант­ли­вого врача в дом его обид­чика в час, когда глав­ному лицу повест­во­вания, сыну барона, никак не удава­лось, хотя срок уже наступил, появиться на свет. Одер­жимый местью итальянец потре­бовал от барона Эрен­штейна клятвы связать судьбу первенца с унижа­ющим дворя­нина ремеслом лекаря. Врачебный гений Фиора­венти был последней надеждой несчаст­ного мужа, и страх поте­рять краса­вицу жену вынудил барона дать клятву. Через несколько минут у госпожи Эрен­штейн родился сын, и она, ничего не подо­зревая, в благо­дар­ность врачу дала ему имя Антон.

Через год роди­тели со слезами отдали свое дитя Фиора­венти. Занос­чивый барон из често­любия совсем отка­зался от сына — маль­чику сооб­щили о смерти отца. Мать же, напротив, всю свою жизнь посвя­тила милому изгнан­нику: ведь тот выска­зывал во всех своих поступках возвы­шен­ность чувств и какую-то рыцар­скую отвагу. Так, раз в Праге школь­ники затра­вили было соба­ками еврея. Увидев это, Антон бросился на огромных псов, повалил их замертво кинжалом, а школь­ников поко­лотил.

На двадцать пятом году молодой Эрен­штейн закончил меди­цин­ский курс в Паду­ан­ском универ­си­тете, мщение Фиора­венти удовле­тво­рено. Антон стран­ствовал по Италии, брал уроки анатомии у Леонардо да Винчи. Портрет нашего героя остался в образах небесных вест­ников на полотнах худож­ника, кото­рого потрясло соеди­нение на лице юноши красоты душевной с наружною. Но в просве­щенной Италии Антон увидел «костры, кинжал и яд на каждом шагу, везде возму­щения, надру­гания над чело­ве­че­ством, торже­ство глупой черни и развратной силы».

Напротив, в письмах Аристо­теля Фиора­венти, брата его воспи­та­теля, знаме­ни­того зодчего, который нахо­дился при дворе москов­ского князя, описы­ва­лась Русь, страна дикая, но возрож­да­ю­щаяся. Быть может, София Палеолог указала своему царствен­ному супругу сред­ства осуще­ствить идеи наруж­ного величия города, в то время как в голове и сердце Иоанна III носи­лись планы объеди­нения русских земель, и евро­пей­ские мастера отправ­ля­лись гурьбою на зов Москвы. И молодой Эрен­штейн, узнав о просьбе зодчего подыс­кать князю врача, охот­ника в страну мало­из­вестную, с горяч­но­стью решил ехать в Московию.

При въезде столица вели­кого княже­ства пред­став­ляет врачу безоб­разную груду домишек в щетине леса и встре­чает иноземца приуро­ченным к его приезду сожже­нием огово­ренных литовцев. Жители дичатся колдуна, и пона­чалу Антону, прие­хав­шему поло­жить несколько лепт в сокро­вищ­ницу наук, прихо­дится снимать типун у княже­ского попугая да делать шутов­ской смотр языкам придворных.

Более того, коварные бояре Русалка и Мамон посо­ве­то­вали госу­дарю посе­лить латын­щика в дом воеводы Симского, по прозванию Образец. Тот нена­видит поганых немцев всею силою своей суровой души, не может им простить смерти, настигшей люби­мого сына на отцов­ских глазах в бою против ливонцев. Есть еще у воеводы другой сын, Иван Хабар-Симской, тратящий недю­жинную отвагу и жизнь разгульную, и дивная краса­вица дочь Анастасия, которую старик бережет от дурного глаза в тереме. Образец приве­чает Аристо­теля Фио-равенти и его сына Андрюшу, крещен­ного по право­слав­ному обряду, стран­ника Афанасия Ники­тина, а от иноверца посто­яльца отго­ра­жи­ва­ется глухой стеной. Но дочь его, раз взглянув из окошка на ужас­ного басур­мана, почув­ство­вала какое-то удоволь­ствие обма­ну­того опасения, никогда еще не испы­танное.

Аристо­тель с любовью прини­мает назван­ного сына своего брата. Сам мечта­тель, решивший на краю Европы воздвиг­нуть храм Бого­ро­дице испо­лин­ского размера, он до времени для москов­ского князя льет пушки и коло­кола, обжи­гает кирпич. Зодчий помо­гает Антону не пасть духом среди народа-младенца. Антон-лекарь каждый день более и более входит в милость вели­кого князя.

На Благо­ве­щенье в окне перед Эрен­штейном мелькнул чудный очерк лица и огненный взгляд Анастасии. С этого времени именем ее он славо­словит природу, чело­ве­че­ство, Бога.

Иоанн III сосре­до­то­чи­вает силы Руси. Тверь отде­ляет его от северных обла­стей. Поли­ти­че­ской хитро­стью и военной силой Иоанн гото­вится уничто­жить эту преграду. Войско пред­по­ла­гает он пору­чить побе­ди­телю Новго­рода, князю Холм­скому. Но ночью у Антона спаса­ется от тюрьмы друг Образца, именно князь Холм­ский, отка­зав­шийся идти против своей родины. Это проис­ше­ствие нару­шает границу в доме, отде­лявшую право­славную поло­вину от басур­ман­ской.

Хабар вскоре просит Антона помочь своей возлюб­ленной, которую попы­та­лась отра­вить сопер­ница. Прекрасная Гаида — налож­ница слабого и хваст­ли­вого Андрея Палео­лога — спасена силой врачебных снадобий. За то брат великой княгини одари­вает лекаря золотой цепью. Помня о бедной своей матери, Антон прини­мает подарок. Но на после­до­вавшем затем пиру хмельной Палеолог порочит русскую землю. Хабар дает ему поще­чину; Антон же бросает подарок назад, к ногам послед­него визан­тийца.

Узнав о проис­ше­ствии, Иван Васи­льевич велит боярину Мамону пода­рить Хабару сто рублей и покло­ниться трижды в ноги. Мамон нена­видит Образца и его домо­чадцев за давний отказ выдать за его сына Анастасию. Придя к Хабару, ужасный в своем мщении боярин подает княжий деньги и оскорб­ляет врага. Хабар вызы­вает Мамона биться насмерть. Иоанном прика­зано «полю» быть не прежде, чем полки воро­тятся из Твери. Упредим события: бой, как Божий суд, состо­ится, Мамон будет повержен, но Хабар не отнимет у врага жизни.

Анастасия уже не защи­ща­ется от того, что прежде почи­тала очаро­ва­нием. С Андрюшей пере­дает она колдуну самое дорогое, что у нее есть, — нательный крест: если наденет его, спасется на том свете от смолы горящей. Радо­стен Антону драго­ценный дар, но, опасаясь погу­бить душу возлюб­ленной дурной славой, с нежно­стью возвра­щает тельник.

Нака­нуне похода прибы­вает в Москву посол Фриде­рика III Николай Поппель, приемный сын барона Эрен­штейна. Он привез пред­ло­жение своего пове­ли­теля пожа­ло­вать Ивана III в короли. Но равный равного не жалует. Есть у рыцаря Поппеля пору­чение от отца: уверить госу­даря, что Антон-лекарь присвоил себе само­властно дворян­ское прозвание, столь знаме­нитое в Германии.

Наступил день высту­пать войску на Тверь. Воевода Хабар возглав­ляет отряд развед­чиков. Огне­стрель­ными орудиями управ­ляет Аристо­тель. Сказоч­ника Афанасия Ники­тина ведут зако­ван­ного — он, твер­ской уроженец, знает там каждый куст. И двор­скому лекарю прика­зано сесть на коня и сопут­ство­вать поко­ри­телю. В том походе ему вместе с Хабаром удастся отли­читься при поимке твер­ского князя. Их вылазка сохранит город от разо­рения — шурин Ивана Васи­лье­вича, князь твер­ской, миром отопрет город­ские ворота Вернется немец из похода в русском платье — он желает заслу­жить доверие русских.

Войско с победой возвра­ща­ется в Москву. Антон всходит на свою поло­вину, слышит шорох за дверью. Анастасия!.. Сама пришла к нему умолять осво­бо­дить ее от чар и окре­ститься. Он клянется, что христи­анин, что почи­тает волшеб­ство грехом. После ее ухода Антон твердит в душе обет: не из корысти, а из любви должен он принять русское испо­ве­дание, а не отречься от Христа, и затем просить руки бояр­ской дочери. Но людская молва застав­ляет его поспе­шить. Антон отправ­ля­ется пешком в село к Афоне Ники­тину. Старец выслу­ши­вает чело­битье гостя, изъяв­ляет готов­ность быть печаль­ником и сватом и достойно выпол­няет свою миссию: отец отдает Анастасию немцу.

Через час Антон-лекарь отправ­ля­ется в обратный путь. В боло­ти­стом пере­леске его спасает от разбой­ников еврей Захарий, кото­рому он в свое время помог в Праге избе­жать гибели.

На следу­ющее утро проис­ходит нака­зание еретиков. Одно проис­ше­ствие омра­чает люду это зрелище: неожи­данно конь царе­вича Кара­качи сбра­сы­вает седока, един­ствен­ного сына царе­вича Даньяра. Великий князь прика­зы­вает своему лекарю выле­чить сына своего татар­ского прия­теля. Антон руча­ется, коли он станет лечить и ему не будут мешать, царевич будет здоров. На предубеж­дения Даньяра госу­дарь требует от врача головы в залог. Цель вырвать Русь из рук неве­же­ства берет верх, и честный лекарь дает клятву, но при условии, что все его требо­вания станут соблю­даться в точности, а один из дове­ренных бояр Иоанна будет наблю­дать за этим в отсут­ствие врача,

Кара­кача быстро поправ­ля­ется. Капризный татарин уже предъ­яв­ляет своему лекарю требо­вания на Анастасию — ему первому она была обещана. После спора Антон присы­лает царе­вичу новое лекар­ство. Ночью наблю­давший за испол­не­нием пред­пи­саний врача боярин Русалка заме­няет склянку. Наутро старый царевич сам дает сыну питье, а еще через четверть часа Кара­кача умирает.

Антона кидают в тюремную избу. Великий князь москов­ский сдержал свое слово перед Даньяром: несмотря на мольбы друзей Антона, он отдает лекаря на растер­зание татарам. За блажен­ства жениха платит невинный мучи­тельной смертью. Анастасия, остав­шись без суже­ного, не выдер­жи­вает и накла­ды­вает на себя руки.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 4.395 ms