Суламифь

Краткое содержание рассказа
Читается за 7 минут(ы)

Главные герои повести — царь Персии Соломон и его возлюб­ленная Сула­мифь. Повесть состоит из двена­дцати частей.

Первая часть обри­со­вы­вает перед чита­телем Персию во времена прав­ления Соло­мона, расска­зы­вает о Соло­моне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о вели­ко­лепии его жизни разнес­лась далеко за преде­лами его страны. Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни цени­лось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел — щиты пятисот его тело­хра­ни­телей были покрыты золо­тыми пластин­ками.

Вторая часть повести расска­зы­вает чита­телю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого — бесчис­ленное коли­че­ство рабынь и танцовщиц. Среди них были и бело­лицые, и черно­глазые, и высокие, и коре­на­стые, и округлые, и стройные — всех очаро­вывал царь своею любовью, потому что Бог дал ему такую неис­ся­ка­емую силу страсти, какой не было у людей обык­но­венных. Кроме того, разделял царь свое ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Сула­мифь, бедную девушку из вино­град­ника.

Но за что же любили царя сами женщины? Гово­рили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикос­но­ве­нием исцелял царь головные боли, судо­роги и черную печаль. Бог сделал царя Соло­мона способным пони­мать языки зверей и птиц, пони­мать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего прихо­дило к нему великое множе­ство людей, прося суда, совета, помощи, разре­шения спора. Таков был царь Соломон, и так живо­пи­сали его исто­рики тех дней.

На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя вино­градник, куда любил царь уеди­няться в часы великих размыш­лений. Так было и в этот раз: царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одино­че­стве на простой дере­вянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислу­шался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напе­ва­ющий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказа­лась девушка в легком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше заво­ра­жи­вает царя, и, пока она подвя­зы­вает лозы, слух его насла­жда­ется ее пением. Неожи­данно царь выходит к ней и произ­носит: Девушка, покажи мне лицо твое! Девушка смотрит на царя, и начав­шийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облеп­ляет его вокруг тела. В это мгно­вение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округ­лости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добав­ляет, что не заме­тила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя — Сула­мифь, и она помо­гает своим братьям охра­нять эти царские вино­град­ники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробе­гает дрожь восторга, а когда он запе­чат­ляет на губах сладостный поцелуй, девушка пони­мает, что только он может быть ее возлюб­ленным, только ему она подарит свое девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и дого­ва­ри­ва­ется о свидании на следу­ющую ночь у стен дома девушки. В этот день Соломон был особенно светел и радо­стен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда.

В шестой части повести автор живо­пи­сует перед чита­телем томления Сула­мифь, ждущей ночью своего возлюб­лен­ного. Вечером продала она ювелиру свое един­ственное укра­шение — празд­ничные серьги из серебра ювелиру, и купила у продавца благо­воний на выру­ченные деньги мирру (арома­ти­че­ская смола). Сула­мифь, эта прекрасная трина­дца­ти­летняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладо­стью мирры, когда будет его касаться ее возлюб­ленный. Долго она лежала на своем ложе в ожидании, пока не услы­шала шаги. Когда Сула­мифь выгля­нула, возле дома никого не оказа­лось. В страхе и надежде побе­жала девушка к вино­град­никам, в которых встре­тила утром того, кого же успела полю­бить всем сердцем. Когда она добе­жала до вино­град­ников, счастью ее не было предела: царь ждал ее и протя­гивал к ней свои руки. Губы их слива­ются в поцелуе, а через неко­торое время царь спра­ши­вает, не жалеет ли она? Сула­мифь с улыбкой смущения и счастья отве­чает ему: Братья мои поста­вили меня стеречь вино­градник, а своего вино­град­ника я не уберегла. В эту ночь Соломон призна­ется девушке, что он царь. Утром Сула­мифь привозят во дворец, купают в бассейне с благо­вонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египет­ские ткани, а волосы обви­вают жемчугом.

Семь дней и шесть ночей насла­жда­ются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя осве­щает радость и осыпает он Сула­мифь драго­цен­но­стями с ног до головы. В это время в храме Изиды совер­ша­ется великое тайно­дей­ствие. Когда-то Мать богов Изида поте­ряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разо­рвав на четыр­на­дцать частей, рассеял по всему миру. Трина­дцать частей отыс­кала богиня Изида, кроме одной — священ­ного фаллоса. Жрецы стегают себя плет­ками, разры­вают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худо­щавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обес­форм­ленный кусок мяса. Мгно­венно воца­ря­ется тишина. Жерт­во­при­но­шение совер­шено. А царица Астис, верховная жрица храма, заду­мы­вает в это время черное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце посе­ли­лась черная нена­висть, а теперь, когда она узнала о том, что прекрас­нейший Соломон проводит дни и ночи с некой Сула­мифью, она заду­мала зло. Астис подзы­вает к себе Элиава, началь­ника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней стра­стью и обещает ему стать царем над ней, если он умертвит Сула­мифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идет к дворцу Соло­мона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Сула­мифь не может насла­ждаться от всего сердца любовью Соло­мона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом ее смерть. Неожи­данно разда­ется шорох, и вско­чившая с ложа Сула­мифь, вдруг оказы­ва­ется прон­зенной мечом. Элиав убегает, но Соломон прика­зы­вает схва­тить его и умерт­вить. В тот же день Соломон требует отпра­вить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Сула­мифи, и о том, какие мысли посе­щают его, никто не знает...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 3.031 ms