Сон Макара

Краткое содержание рассказа
Читается за 3 минут(ы)

Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произ­ве­дение к «святочным рассказам». Напи­санный в якут­ской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реаль­ными быто­выми впечат­ле­ниями моло­дого писа­теля (он жил у крестья­нина Захара Цыку­нова, который и стал прото­типом Макара). Но, называя в перво­на­чальных набросках героя Захаром, Коро­ленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской пого­ворке, «все шишки валятся»; с другой стороны, коро­лен­ков­ский Макар живет именно там, куда другой фольк­лорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», зате­рянной «в далекой якут­ской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил.

В канун Рожде­ства, выпив и отпра­вив­шись осмат­ри­вать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблу­дился и стал замер­зать. Во сне он видит попика Ивана, умер­шего четыре года назад, всю свою неза­дав­шуюся жизнь, а потом оказы­ва­ется на суде у «старого Тойона», в котором персо­ни­фи­ци­рован Бог. Тойон начи­нает взве­ши­вать грехи Макара, и их оказы­ва­ется так много, что Тойон велит отдать Макара в нака­зание церков­ному трапез­нику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разре­шить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», расска­зы­вает в подроб­но­стях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и стар­шины, засе­да­тели и исправ­ники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..» Горький рассказ его сменя­ется яростью: «Как он мог до сих пор выно­сить это ужасное бремя». Он наде­ялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работ­ники», а чаша весов, где нахо­ди­лись грехи Макара, «поды­ма­лась все выше и выше!» Этот рассказ Коро­ленко был чрез­вы­чайно популярен у совре­мен­ников, а его алле­го­ри­че­ская подо­плека позво­ляла давать различные интер­пре­тации — как рево­лю­ци­он­ного харак­тера, так и сугубо христи­ан­ские. Рассказ допус­кает и менее драма­ти­че­ское толко­вание: обсто­я­тель­ства позво­ляют пред­по­ло­жить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отле­жи­ваясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.905 ms