Парадокс

Краткое содержание рассказа
Читается за 2 минут(ы)

Ян Криштоф Залу­ский — главный герой. Калека, у кото­рого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвиж­ными острыми чертами и боль­шими, прони­ца­тель­ными бега­ю­щими глазами». «Туло­вище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их помощью «феномен», как его назы­вает сопро­вож­да­ющий, «долго­усый» субъект, снимает с головы картуз, расче­сы­вает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза действи­тельно стала, как её и назы­вает Залу­ский, афоризмом, причем особенно расхожим в совет­ское время. Но это, подчер­кивал Залу­ский, не только афоризм, но и «пара­докс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», — говорит он позднее. Коро­ленко, не раз пока­зы­вавший болезни и чело­ве­че­ские увечья (вплоть до повести «Без языка», где поло­жение чело­века в чужой стране придает понятию немоты фило­соф­ское звучание), подчер­ки­вает пара­докс Залу­ского не только для более острого изоб­ра­жения взаи­мо­от­но­шений между людьми (расте­рянное высо­ко­мерие доктора Дуда­рова и досто­ин­ство Залу­ского) и не из педа­го­ги­че­ских целей, но ради утвер­ждения центральной идеи всего своего твор­че­ства: «Жизнь... кажется мне прояв­ле­нием общего вели­кого закона, главные основные черты кото­рого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стрем­ление к счастию и все более широкое его осуществ­ление». Именно врож­денное несча­стье Залу­ского помогло ему выра­зить эту свою заветную мысль с особой убеди­тель­но­стью.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.723 ms