Свет погас

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Дик Хелдар, мальчик-сирота, живет у своей опекунши, злобной вдовы миссис Дженетт. После шести лет пребы­вания у нее Дик знако­мится с Мейзи, длин­но­во­лосой серо­глазой девочкой, новой воспи­тан­ницей вдовы. Между ними возни­кает дружба. Несколько лет они живут в одном доме, но потом опекуны Мейзи отправ­ляют её на учебу во Францию. Перед её отъездом Дик призна­ется ей в любви.

Проходит десять лет. Дик путе­ше­ствует по коло­ни­альным фронтам Британии и зари­со­вы­вает сцены сражений. К этому времени он уже стал талант­ливым худож­ником-бата­ли­стом. В Судане он знако­мится с пред­ста­ви­телем Централь­ного Южного Синди­ката, военным корре­спон­дентом Торпенгоу и благо­даря его посред­ни­че­ству полу­чает место рисо­валь­щика при синди­кате. Во время одной из битв Дик, прикрывая Торпенгоу, который стал его близким другом, оказы­ва­ется ранен в голову. Он на время теряет зрение и в ночном бреду все время зовет Мейзи.

Судан­ская компания закан­чи­ва­ется, голова Дика зажи­вает. Торпенгоу уезжает в Лондон, а Дик слоня­ется по Кипру, Алек­сан­дрии, Измалии, Порт-Саиду и продол­жает рисо­вать. К тому моменту, когда деньги у него уже подходят к концу, он полу­чает теле­грамму из Англии от Торпенгоу, в которой друг вызы­вает его в Лондон изве­стием о том, что синдикат хочет продлить с ним контракт, ибо его рисунки очень нравятся публике.

Приехав в Англию, Дик по пред­ло­жению Торпенгоу селится вместе со своим другом. Вскоре к нему приходит глава Централь­ного Южного Синди­ката, грузный пожилой мужчина с больным сердцем, кото­рого Дик застав­ляет вернуть ему все его рисунки, сделанные в Судане. Не соглас­ному с требо­ва­ниями Дика госпо­дину все же прихо­дится усту­пить напору моло­дого худож­ника. Дик само­сто­я­тельно устра­и­вает выставку своих работ, которая проходит очень успешно, так, что ему даже удается продать все свои рисунки. Отныне он одержим жела­нием зара­бо­тать как можно больше денег, чтобы компен­си­ро­вать те лишения, которые выпали на его долю из-за их нехватки. Он начи­нает зано­ситься, считает, что может ради денег рисо­вать то, что нравится публике, халту­рить, и это не повредит его репу­тации. Друзья пыта­ются его вразу­мить. Торпенгоу даже рвет одну из его работ.

Однажды, во время прогулки по набе­режной, Дик случайно встре­чает Мейзи, с которой не виделся уже более десяти лет. Он узнает, что теперь Мейзи худож­ница, живет в Лондоне и снимает квар­тиру вместе со своей подругой импрес­си­о­нисткой. В душе Дика с новой силой вспы­хи­вает заро­див­шееся еще в детские годы чувство.

На следу­ющий день и отныне каждое воскре­сенье Дик отправ­ля­ется к Мейзи, чтобы по её просьбе помо­гать ей овла­де­вать тайнами искус­ства. Он быстро обна­ру­жи­вает, что Мейзи — худож­ница заурядная, но фана­ти­чески мечта­ющая об успехе. Работа — главное в её жизни. Она зани­ма­ется живо­писью ежедневно и с тита­ни­че­ским терпе­нием. Однако ей не хватает одарен­ности и чувствен­ности, да к тому же она слабо владеет техникой. Несмотря на это, Дик любит её больше всего на свете. Она же заранее его преду­пре­ждает, что наде­яться ему в отно­шении нее ни на что не следует и что главной целью её жизни явля­ется успех в живо­писи.

Дик терпелив, он не торопит события и ждет, когда обсто­я­тель­ства сложатся в его пользу и в Мейзи проснется любовь. Так продол­жа­ется несколько месяцев. Сдвига в их отно­ше­ниях нет и не пред­ви­дится. Дик забра­сы­вает свою работу и живет лишь мечтой о любви Мейзи. Однажды он решает сдви­нуть ситу­ацию с мертвой точки и, неожи­данно для Мейзи явив­шись к ней в будний день, увозит её на прогулку в пригород, туда, где они жили в детстве у миссис Дженетт, в надежде пробу­дить в ней воспо­ми­нания о былом времени и о том вечере, когда на признание Дика в любви Мейзи отве­тила, что она навеки принад­лежит ему. Сидя на берегу моря, он крас­но­ре­чиво расска­зы­вает ей о далеких островах и странах, призывая бросить Англию и уехать с ним в путе­ше­ствие. Душа Мейзи оста­ется закрытой, она холодна и еще раз приводит Дику наду­манные доводы о невоз­мож­ности их совместной жизни. Чувства Дика по-преж­нему сильны, и он обещает ей, что будет ждать её столько, сколько потре­бу­ется. Мейзи и сама прези­рает себя за свой эгоизм и черст­вость, однако не в силах ничего с собой поде­лать.

Друзья Дика заме­чают, что он огорчен, и пред­ла­гают ему куда-нибудь уехать, чтобы отвлечься, но он отка­зы­ва­ется. Через неделю Дик вновь отправ­ля­ется к Мейзи и узнает, что она наме­рена писать картину под назва­нием «Мелан­холия». Она делится с ним своими неле­пыми замыс­лами. Дик теряет над собой контроль и заяв­ляет, что у нее нет таланта, а есть лишь идеи и стрем­ления. Он тоже решает напи­сать Мелан­холию и превос­ход­ством своей работы дока­зать, что Мейзи пора прекра­тить эту игру в живо­пись и укро­тить свое тщеславие, однако пона­чалу работа не клеится.

Через месяц Мейзи, как обычно, уезжает во Францию в Витри-на-Марне к своему учителю живо­писи, чтобы под его руко­вод­ством напи­сать картину. Вернуться она плани­рует через полгода. Дик расстроен её отъездом. На прощание, перед тем как сесть на пароход, она позво­ляет Дику поце­ло­вать себя один-един­ственный раз, и сжига­е­мому стра­стью моло­дому чело­веку прихо­дится этим доволь­ство­ваться.

Вернув­шись домой, он застает в квар­тире спящую особу легкого пове­дения. Торпенгоу объяс­няет, что нашел её в подъ­езде в голодном обмо­роке и принес в дом, чтобы привести в чувство. Когда она просы­па­ется, то Дик начи­нает видеть в ней прекрасную модель для своей Мелан­холии, ибо глаза её полно­стью отве­чают его замыслу о картине. Девушку зовут Бесси, она ежедневно приходит и пози­рует Дику. Через неко­торое время она как нельзя лучше осва­и­ва­ется в квар­тире у друзей, начи­нает штопать им носки, приби­рать в мастер­ской и разли­вать чай. Дика она смуща­ется, но Торпенгоу пыта­ется привя­зать к себе и уже почти упра­ши­вает его разре­шить ей остаться с ним, как в самый реши­тельный момент Дик преры­вает их разговор и спуги­вает Бесси. Он застав­ляет Торпенгоу одуматься и убеж­дает его на время уехать. Бесси прони­ка­ется к Дику жгучей нена­ви­стью.

В отсут­ствие Торпенгоу глаза Дику време­нами начи­нает засти­лать пелена. Он отправ­ля­ется к окулисту, и врач сооб­щает ему, что у него повре­жден глазной нерв и в скором времени он ослепнет. Дик в шоке. Немного придя в себя, он стара­ется как можно скорее закон­чить картину. Зрение его ухуд­ша­ется все стре­ми­тельнее. Дик начи­нает злоупо­треб­лять алко­голем. За несколько недель он превра­ща­ется в обрюзг­шего, жалкого, небри­того, блед­ного и сгор­бив­ше­гося субъ­екта. Вернув­шийся Торпенгоу застает в кори­доре Бесси, пришедшую на последний сеанс. Она в бешен­стве оттого, что Торпенгоу не обра­щает на нее внимания. Перед уходом она портит картину, от которой оста­ется одно лишь грязное пятно.

После того как Дик показал восхи­щен­ному Торпенгоу еще не испор­ченную картину, он почти сразу же окон­ча­тельно потерял зрение. Поэтому, когда Торпенгоу видит, что Бесси сделала с картиной, он, чтобы не расстра­и­вать друга, ничего не говорит ему в надежде, что Дик об этом никогда не узнает. Дик, поме­шав­шийся из-за слепоты, бредит и в бреду расска­зы­вает всю свою жизнь. Так Торпенгоу узнает о Мейзи и отправ­ля­ется за ней во Францию. После неко­торых коле­баний она решает наве­стить Дика. При виде его несча­стья её охва­ты­вает безумная жалость, но не больше. Когда же Дик пока­зы­вает ей свою картину и просит принять её в подарок, Мейзи, решив, что он сошел с ума, еле сдер­живая смех и даже не простив­шись с ним, убегает. Дик страшно подавлен её пове­де­нием.

Торпенгоу с другими корре­спон­ден­тами уезжает из Англии на очередную войну. На прогулке Дик встре­чает Бесси. Она, узнав о том, что он ослеп, прощает его, а обна­ружив, что он вдобавок еще и богат, решает, что неплохо было бы выйти за него замуж. Дик, тронутый её участием, пред­ла­гает ей жить вместе с ним. Бесси решает, что нужно его чуть-чуть пому­чить и сразу не согла­шаться. Она расска­зы­вает ему о своей проделке с картиной и просит у него прощения. Дик не сердится, однако в корне меняет свои планы. Он отка­зы­ва­ется от женитьбы, пере­чис­ляет все свои деньги Мейзи, а сам отправ­ля­ется в Порт-Саид. Там старые знакомые помо­гают ему добраться до фронта, туда, где нахо­дится Торпенгоу. В смутной надежде обрести ту полно­ценную жизнь, которой он жил когда-то, он подсо­зна­тельно стре­мится к смерти. В тот момент, когда Дик доби­ра­ется до отряда Торпенгоу и видит своего друга, начи­на­ется пере­стрелка, в которой состра­да­тельная пуля попа­дает ему в голову и кладет конец его муче­ниям.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.07 ms