Перед зеркалом

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Лиза Тураева и Костя Карнов­ский позна­ко­ми­лись на гимна­зи­че­ском балу. Они протан­це­вали вместе весь вечер, а потом решили пере­пи­сы­ваться. Судьба пода­рила им совсем немного встреч, поэтому долгая, с 1910 по 1932 г., пере­писка стала важнейшей частью их жизни.

Мать Лизы давно умерла, отец, полковой офицер, женился на «властной, подо­зри­тельной» женщине. Закончив пансион, Лиза учится в гимназии и одновре­менно дает уроки в деревне, чтобы иметь возмож­ность поехать в Петер­бург и посту­пить там на мате­ма­ти­че­ский факультет Бесту­жев­ских курсов. У нее есть способ­ности к рисо­ванию, но мате­ма­тика, по её мнению, — «самый короткий путь к само­сто­я­тель­ному мышлению». По дороге в Петер­бург осенью 1913 г. Лиза тайком заез­жает в Казань, где живет и учится студент-мате­матик Карнов­ский. Они проводят вместе чудесный день.

Константин Павлович Карнов­ский родился в Казани, в большой мещан­ской бедной семье. И при отце, и после его смерти дети жили в посто­янном унижении. Но Косте удалось отстоять свою неза­ви­си­мость: он усиленно зани­мался, поступил в универ­ситет и стал обес­пе­чи­вать всю семью. Еще когда Костя гото­вился к поступ­лению в гимназию, для него начался внут­ренний «отсчет времени»: ни минуты нельзя было поте­рять напрасно. Но уста­нов­ленный порядок его жизни каждый раз пере­во­ра­чи­вался при встрече с Лизой. Ее «изяще­ство, искрен­ность и беспеч­ность» гово­рили о суще­ство­вании «какой-то непре­ложной истины, которая была сильнее всей его мате­ма­тики и не требо­вала никаких дока­за­тельств».

В Петер­бурге Лиза слушает лекции, ходит в театры и музеи. В одном из писем она расска­зы­вает о поездке к тете в Москву — здесь, на диспуте о живо­писи, ей вдруг очень захо­те­лось быть такой же, как худож­ница Гонча­рова. Лиза ждет свидания с Костей: ей кажется, что только с ним она может поде­литься своими сомне­ниями, надеж­дами и жела­ниями. Ведь Карнов­ский «живет созна­тельно, не мечется из стороны в сторону», как она. Но короткий визит в Казань по дороге в Ялту, куда Лиза едет лечить свои легкие, не дает ей удовле­тво­рения: она сомне­ва­ется в Карнов­ском, в его любви.

Лиза увле­ка­ется живо­писью, но, понимая, что это слишком дорогое удоволь­ствие, продол­жает зани­маться мате­ма­тикой. Все же однажды она реша­ется больше «не притво­ряться перед собой» и посту­пает в худо­же­ственную мастер­скую, много рабо­тает у Добу­жин­ского, Яковлева. Она уже давно не виде­лась с Карнов­ским. Зато рядом с ней — учтивый и влюб­ленный Дмитрий Горин. После того как Костя не приехал в Петер­бург, Лиза отправ­ляет ему горькое письмо с просьбой больше ей не писать.

Пере­писка все же продол­жа­ется, но Лизины письма так холодны, что это насто­ра­жи­вает Карнов­ского, и он едет в Петер­бург. Костя восхищен Лизой: она стала еще красивее, к тому же он наконец пони­мает, что перед ним прирож­денная худож­ница.

А потом Лиза отправ­ля­ется в Казань. Проездом в Москве она посе­щает галерею Щукина, с изум­ле­нием и расте­рян­но­стью смотрит на картины Матисса, Ренуара, Сезанна, Ван Гога. Нелов­кость, которую Лиза испы­ты­вает на холодном и недобром приеме в семье Карнов­ского, страх поте­рять неза­ви­си­мость, да еще и случайное упоми­нание какой-то «Мариши» застав­ляют Лизу неожи­данно уехать, даже не попро­щав­шись с Костей.

Теперь настала очередь Карнов­ского возвра­щать нерас­пе­ча­танные письма. Он занят только работой: препо­дает в универ­си­тете, в двадцать семь лет его изби­рают профес­сором Поли­тех­ни­че­ского инсти­тута. Но когда Костя узнает, что Лиза никак не может вернуться из захва­ченной немцами Ялты, он решает ехать туда, несмотря на все труд­ности. Только болезнь матери застав­ляет Карнов­ского остаться.

В 1920 г. Ялту осво­бож­дают, но Лизы там уже нет. Карнов­ский полу­чает от нее письмо из Констан­ти­но­поля: туда Лиза отпра­ви­лась со знакомым греком-коммер­сантом, обещавшим затем взять её в Париж, но оказав­шимся грязным него­дяем. Лизе удается от него отде­латься, но прихо­дится остаться в Турции. Чтобы зара­бо­тать, Лиза дает уроки, играет на пианино в пивной. В письмах к Карнов­скому она часто вспо­ми­нает об их встречах, но теперь все это — прошлое, которое надо забыть. Теперь Лиза замужем за «простым, честным» чело­веком, поте­рявшим на войне ногу. Муж моложе её, и она испы­ты­вает к нему скорее чувство жалости. Какое-то время Лиза увле­ка­ется худож­ником Горде­евым, но все же находит в себе силы остаться с мужем.

Наконец Лиза попа­дает в Париж. Здесь она с помощью Гордеева устра­и­ва­ется распи­сы­вать по чужим эскизам то кабаре, то ресто­раны. Эта работа дает возмож­ность худо-бедно жить, но остав­ляет мало времени для собствен­ного твор­че­ства. И все-таки Лиза делает успехи: четыре её работы поку­пает лондон­ский музей. В свободные минуты Лиза пишет Карнов­скому. Ей хочется узнать и понять новую жизнь России. Она часто размыш­ляет об искус­стве истинном и ложном, о необ­хо­ди­мости «духов­ного твор­че­ства». В конце писем Лиза часто пере­дает привет Наде, молодой актрисе, спут­нице Констан­тина Павло­вича.

Летом 1925 г. Карнов­ский приез­жает в Париж. Он встре­ча­ется с акаде­миком Шевандье, затем приез­жает наве­стить Лизу в Мениль. Но ревнивый Гордеев, к кото­рому вновь верну­лась Лиза, почти не остав­ляет их одних. Константин Павлович рассмат­ри­вает работы Лизы, один из холстов похож на её письма к нему: на нем изоб­ра­жено зеркало. Действи­тельно, пере­писка с Карнов­ским и была для Лизы Тура­евой тем зеркалом, «в которое она смот­ре­лась всю жизнь». Наедине Карнов­ский и Лиза проводят лишь десять минут.

В другой раз, когда Карнов­ский оказы­ва­ется в Париже, Лиза отправ­ля­ется к нему тайком. Но у Констан­тина Павло­вича начи­на­ется приступ малярии, и Лиза, ценой разрыва с Горде­евым, оста­ется с любимым целый день. Теперь она свободна. В одном из писем Лиза размыш­ляет о любви, которая посто­янно разлу­чала их, но тем самым защи­щала от пошлости, учила нрав­ствен­ности и терпению, очищала душу и вела её к само­по­знанию.

В марте трид­цать второго года Елиза­вета Нико­ла­евна полу­чает письмо от москов­ского доктора, который изве­щает её о тяжелой болезни Констан­тина Павло­вича. Оберегая люби­мого от огор­чений, Лиза в своих посла­ниях приукра­ши­вает действи­тель­ность. На самом деле надежды вернуться на родину почти нет, жить стано­вится все труднее, но зато она много рабо­тает в Париже и на Корсике, где у нее есть друзья-итальянцы. Карнов­ский выздо­рав­ли­вает, ему удается полу­чить для Лизы разре­шение вернуться в Россию. А Елиза­вета Нико­ла­евна наконец доби­ва­ется признания: в Париже с успехом проходит её выставка. Только сил у худож­ницы почти не оста­ется. «Я скры­вала от тебя, что очень больна, но теперь, когда я знаю, что скоро увижу тебя...» — эта последняя строка завер­шает пере­писку Елиза­веты Тура­евой и Констан­тина Карнов­ского.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.885 ms