Чума

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Роман пред­став­ляет собой свиде­тель­ство очевидца, пере­жив­шего эпидемию чумы, разра­зив­шейся в 194... году в городе Оране, типичной фран­цуз­ской префек­туре на алжир­ском берегу. Повест­во­вание ведется от лица доктора Бернара Риэ, руко­во­див­шего проти­во­чум­ными меро­при­я­тиями в зара­женном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный расти­тель­ности и не знающий пения птиц, неожи­данно. Все начи­на­ется с того, что на улицах и в домах появ­ля­ются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их соби­рают по всему городу тыся­чами, В первый же день наше­ствия этих мрачных пред­вест­ников беды, ещё не дога­ды­ваясь о грозящей городу ката­строфе, доктор Риэ отправ­ляет свою давно стра­да­ющую каким-то недугом жену в горный сана­торий. Помо­гать по хозяй­ству к нему пере­ез­жает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подо­зре­вает, что обру­шив­шаяся на город болезнь — это чума. Коли­че­ство заболевших с каждым днем увели­чи­ва­ется. Доктор Риэ зака­зы­вает в Париже сыво­ротку, которая помо­гает больным, но незна­чи­тельно, а вскоре и она закан­чи­ва­ется. Префек­туре города стано­вится очевидна необ­хо­ди­мость объяв­ления каран­тина. Оран стано­вится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызы­вает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, кото­рого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покон­чить жизнь само­убий­ством. Причина, толк­нувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обра­щает внимание доктора на странное пове­дение соседа. После этого инци­дента Коттар начи­нает прояв­лять в общении с людьми необык­но­венную любез­ность, хотя прежде был нелю­димым. У доктора возни­кает подо­зрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пыта­ется заслу­жить распо­ло­жение и любовь окру­жа­ющих.

Сам Гран — человек пожилой, худо­ща­вого тело­сло­жения, робкий, с трудом подби­ра­ющий слова для выра­жения своих мыслей. Однако, как потом стано­вится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочи­нить поис­тине шедевр. Все эти годы он отшли­фо­вы­вает одну-един­ственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знако­мится с прие­хавшим из Франции журна­ли­стом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атле­ти­че­ского сложения чело­веком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разво­ра­чи­ва­ю­щихся событий ведет записную книжку, куда подроб­нейшим образом вносит свои наблю­дения за жите­лями Орана, а затем и за разви­тием эпидемии. Впослед­ствии он стано­вится близким другом и сорат­ником доктора и орга­ни­зует из добро­вольцев сани­тарные бригады для борьбы с эпиде­мией.

С момента объяв­ления каран­тина жители города начи­нают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запре­щено отправ­лять письма, купаться в море, выхо­дить за пределы города, охра­ня­е­мого воору­жен­ными стра­жами. В городе посте­пенно закан­чи­ва­ется продо­воль­ствие, чем поль­зу­ются контра­бан­дисты, люди вроде Коттара; возрас­тает разрыв между бедными, вынуж­ден­ными влачить нищен­ское суще­ство­вание, и состо­я­тель­ными жите­лями Орана, позво­ля­ю­щими себе поку­пать на черном рынке втри­до­рога продукты питания, роско­ше­ство­вать в кафе и ресто­ранах, посе­щать увесе­ли­тельные заве­дения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала офици­аль­ными путями, а затем при помощи Коттара и контра­бан­ди­стов он пыта­ется вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за боль­ными в лаза­ретах. Видя само­от­вер­жен­ность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появ­ля­ется реальная возмож­ность поки­нуть город, отка­зы­ва­ется от этого наме­рения и примы­кает к сани­тарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное коли­че­ство жизней, един­ственным чело­веком в городе, довольным поло­же­нием вещей, оста­ется Коттар, поскольку, поль­зуясь эпиде­мией, скола­чи­вает себе состо­яние и может не волно­ваться, что о нем вспомнит полиция и возоб­но­вится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернув­шиеся из специ­альных каран­тинных учре­ждений, поте­рявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом оста­но­вить распро­стра­нение эпидемии. В огонь на глазах равно­душных владельцев броса­ются маро­деры и расхи­щают все, что только могут унести на себе.

Пона­чалу погре­бальные обряды совер­ша­ются при соблю­дении всех правил. Однако эпидемия приоб­ре­тает такой размах, что вскоре тела умерших прихо­дится бросать в ров, клад­бище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начи­нают выво­зить за город, где и сжигают. Чума свиреп­ствует с весны. В октябре доктор Кастель создает сыво­ротку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отли­ча­ется от клас­си­че­ского его вари­анта. К бубонной чуме добав­ля­ется со временем ещё и чума легочная.

Сыво­ротку решают испро­бо­вать на безна­дежном больном, сыне следо­ва­теля Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблю­дают агонию ребенка. Его не удается спасти. Они тяжело пере­жи­вают эту смерть, гибель безгреш­ного суще­ства. Однако с наступ­ле­нием зимы, в начале января, все чаще и чаще начи­нают повто­ряться случаи выздо­ров­ления больных, так проис­ходит, например, и с Граном. Со временем стано­вится очевидным, что чума начи­нает разжи­мать когти и, обес­силев, выпус­кать жертвы из своих объятий. Эпидемия идет на убыль.

Жители города сначала воспри­ни­мают это событие самым проти­во­ре­чивым образом. От радост­ного возбуж­дения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно обща­ется с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведет откро­венные беседы о том, что, когда закон­чится эпидемия, люди отвер­нутся от него, Коттара. В днев­нике Тарру последние строки, уже нераз­бор­чивым почерком, посвя­щены именно ему. Неожи­данно Тарру заболе­вает, причем обоими видами чумы одновре­менно. Доктору не удается спасти своего друга.

Однажды февраль­ским утром город, наконец объяв­ленный открытым, ликует и празд­нует окон­чание страш­ного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут преж­ними. Чума внесла в их характер новую черту — неко­торую отре­шен­ность.

Однажды доктор Риэ, направ­ляясь к Грану, видит, как Коттар в состо­янии поме­ша­тель­ства стре­ляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удается его обез­вре­дить. Гран же возоб­нов­ляет напи­сание книги, руко­пись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернув­шись домой, полу­чает теле­грамму, в которой гово­рится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его стра­дании отсут­ствует неча­ян­ность. Та же непре­кра­ща­ю­щаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслу­ши­ваясь в радостные крики, доно­ся­щиеся с улицы, он думает о том, что любая радость нахо­дится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он деся­ти­ле­тиями способен дремать, а затем может насту­пить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлет их околе­вать на улицы счаст­ли­вого города.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.858 ms