Тихий американец

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Олден Пайл — пред­ста­ви­тель эконо­ми­че­ского отдела амери­кан­ского посоль­ства в Сайгоне, анта­го­нист Фаулера, другого героя романа. Будучи обоб­щенным изоб­ра­же­нием вполне конкретных поли­ти­че­ских сил и методов борьбы на мировой арене, фигура О. П. несет в себе и более глубокий и широкий смысл. Перед нами доста­точно знакомый тип чело­ве­че­ского пове­дения, сфор­ми­ро­вав­шийся именно в XX в., в эпоху острого идео­ло­ги­че­ского проти­во­сто­яния госу­дарств и систем, когда идейная убеж­ден­ность чело­века, не способ­ного мыслить само­сто­я­тельно и крити­чески, обора­чи­ва­ется на психи­че­ском уровне свое­об­разной запро­грам­ми­ро­ван­но­стью суждений и действий, шаблон­но­стью мышления, стре­мя­ще­гося заклю­чить слож­ность людских отно­шений в уже готовые рамки и схемы. Для О. П. не суще­ствует ничего инди­ви­ду­аль­ного, част­ного, непо­вто­ри­мого. Все, что он видит, пере­жи­вает сам, он стре­мится подвести под систему понятий, соот­нести с некими якобы навсегда данными прави­лами, моделью отно­шений: свой любовный опыт он сопо­став­ляет с выво­дами стати­стики Кинси, впечат­ления о Вьет­наме — с точкой зрения амери­кан­ских поли­ти­че­ских коммен­та­торов. Каждый убитый для него либо «красная опас­ность», либо «воин демо­кратии». Худо­же­ственное свое­об­разие романа осно­вано на сопо­став­лении и проти­во­по­став­лении двух главных действу­ющих лиц: Фаулера и О. П. Гораздо более благо­по­лучным выглядит О. П.: он закончил Гарвард, он из хорошей семьи, молод и довольно богат. Все подчи­нено правилам морали, но морали формальной. Так, он уводит у своего друга Фаулера девушку, причем объяс­няет это тем, что ей будет с ним лучше, он может дать ей то, что не может Фаулер: жениться на ней и дать ей поло­жение в обще­стве; жизнь его разумна и разме­ренна. Посте­пенно О. П. превра­ща­ется в носи­теля агрессии. «Напрасно я уже тогда не обратил внимания на этот фана­ти­че­ский блеск в его глазах, не понял, как гипно­ти­зи­руют его слова, маги­че­ские числа: пятая колонна, третья сила, второе прише­ствие...» — думает о нем Фаулер. Той третьей силой, которая может и должна спасти Вьетнам, а заодно помочь уста­нов­лению господ­ства США в стране, по мнению О. П. и тех, кто направ­ляет его, должна стать нацио­нальная демо­кратия. Фаулер преду­пре­ждает О. П.: «Эта ваша третья сила- это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто голо­ворез с двумя-тремя тыся­чами солдат, никакая это не третья демо­кратия». Но О. П. пере­убе­дить нельзя. Он орга­ни­зует взрыв на площади, и гибнут ни в чем не повинные женщины и дети, а О. П., стоя­щего на площади, запол­ненной трупами, волнует ничтожное: «Он взглянул на мокрое пятно на своем башмаке и упавшим голосом спросил: — Что это? — Кровь, — сказал я, — никогда не видели, что ли? — Надо непре­менно почи­стить, так нельзя идти к послан­нику, — сказал он...» К моменту начала повест­во­вания О. П. мертв- он пред­стает перед нами в мыслях Фаулера: «Я подумал: «Какой смысл с ним гово­рить? Он так и оста­нется правед­ником, а разве можно обви­нять правед­ников — они никогда ни в чем не вино­ваты. Их можно только сдер­жи­вать или уничто­жать. Праведник — тоже своего рода душев­но­больной».

Томас Фаулер — англий­ский журна­лист, рабо­та­ющий в Южном Вьет­наме в 1951–1955 гг. Усталый, душевно опусто­шенный человек, во многом схожий со Скоби — героем другого романа Грэма Грина — «Суть дела». Он считает, что его долг — сооб­щать в газеты только факты, оценка их его не каса­ется, он не хочет ни во что вмеши­ваться, стре­мится остаться нейтральным наблю­да­телем. В Сайгоне Т. Ф. уже давно, и един­ственное, чем он дорожит, что удер­жи­вает его там, — любовь к вьет­нам­ской девушке Фу-онг. Но появ­ля­ется амери­канец Олден Пайл, который уводит Фуонг. Роман начи­на­ется с убий­ства Пай л а и с того, что Фуонг возвра­ща­ется к Т. Ф. Но дальше идет ретро­спекция. Полиция ищет преступ­ника, а парал­лельно с этим Т. Ф. вспо­ми­нает о Пайле: тот спас его во время напа­дения вьет­нам­ских партизан, буквально отнеся в безопасное место, рискуя собственной жизнью. Как будто бы добрый поступок? Пайл раздра­жает Т. Ф. своими идеями, своим безапел­ля­ци­онным пове­де­нием, грани­чащим с фана­тизмом. Узнав наконец, что взрыв на площади, устро­енный амери­кан­цами, в резуль­тате кото­рого погибли женщины и дети, дело рук Пайла, Т. Ф. не выдер­жи­вает и пере­дает его в руки вьет­нам­ских партизан: «Вы бы на него посмот­рели... Он стоял там и говорил, что все это печальное недо­ра­зу­мение, что должен был состо­яться парад... Там, на площади, у одной женщины убили ребенка... Она закрыла его соло­менной шляпой». После смерти Пайла как-то сама собой устра­и­ва­ется судьба Т. Ф.: он оста­ется во Вьет­наме — «этой честной стране», где нищета не прикрыта стыд­ли­выми покро­вами; женщина, некогда легко оста­вившая его для Пайла, с той же есте­ствен­но­стью выгоды легко и грустно приходит теперь назад.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.885 ms