Гуттаперчевый мальчик

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

За кули­сами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выде­ля­ется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскра­шено белым и красным. Это клоун Эдвардс, всту­пивший в «период тоски», за которым после­дует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное укра­шение цирка, его приманка, но пове­дение клоуна нена­дежно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссер просит Эдвардса продер­жаться хотя бы ещё два дня, до конца масле­ницы, а там уже и цирк закро­ется на время поста.

Клоун отде­лы­ва­ется ничего не знача­щими словами и загля­ды­вает в уборную акро­бата Беккера, грубого муску­ли­стого вели­кана.

Инте­ре­сует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гутта­пер­чевый мальчик», подручный акро­бата. Клоун просит разре­шения погу­лять с ним, дока­зывая Беккеру, что после отдыха и развле­чения маленький артист станет лучше рабо­тать. Всегда чем-то раздра­женный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безглас­ному маль­чику он грозит хлыстом.

История «гутта­пер­че­вого маль­чика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбал­мошной и излишне любве­обильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой прихо­ди­лось ему и голо­дать и мерз­нуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, опре­делив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богда­нович грубо и больно ощупал разде­того догола маль­чика, замер­шего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акро­бату.

Первые впечат­ления от цирка с его пест­ротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскри­кивал и несколько раз просы­пался.

Учение акро­ба­ти­че­ским трюкам дава­лось нелегко тщедуш­ному маль­чику. Он падал, расши­бался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc пока­зывал ему, как выпол­нить то или иное упраж­нение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье маль­чика было недолгим. Беккер хватил соба­чонку о стену, и она тут же испу­стила дух. Заодно и Петя зара­ботал поще­чину. Одним словом, Петя был «не столько гутта­пер­чевым, сколько несчастным маль­чиком».

А в детских комнатах графа Листо­ми­рова царит совсем другая атмо­сфера. Здесь все приспо­соб­лено для удоб­ства и веселья детей, за здоро­вьем и настро­е­нием которых тщательно следит гувер­нантка.

В один из последних дней масле­ницы граф­ские дети были особенно ожив­лены. Ещё бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Вось­ми­летняя Верочка, шести­летняя Зина и пяти­летний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стара­ются примерным пове­де­нием заслу­жить обещанное развле­чение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамо­тейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заин­три­го­вы­вает гутта­пер­чевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец насту­пает долго­жданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усажи­ва­ются на свои места задолго до начала пред­став­ления. Им все инте­ресно. С непод­дельным восторгом смотрят дети на наезд­ницу, жонглера и клоунов, пред­вкушая встречу с гутта­пер­чевым маль­чиком.

Второе отде­ление программы начи­на­ется с выхода Беккера и Пети. Акробат прикреп­ляет к поясу тяжелый золо­ченый шест с небольшой пере­кла­диной наверху. Конец шеста устрем­ля­ется под самый купол. Шест колеб­лется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удер­жи­вает его.

Петя караб­ка­ется вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика апло­ди­рует и начи­нает кричать, что следует прекра­тить опасный номер. Но мальчик должен ещё заце­питься ногами за пере­кла­дину и повис­нуть вниз головой.

Он выпол­няет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверк­нуло и завер­те­лось в ту же секунду послы­шался глухой звук чего-то упав­шего на арену».

Служи­тели и артисты подхва­ты­вают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбе­гают, кувыр­каясь, клоуны...

Расстро­енная публика начи­нает тесниться к выходам. Верочка исте­ри­чески кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удается успо­коить и уложить в постель. Ночью тетя Соня загля­ды­вает к Верочке и видит, что сон её неспо­коен, а на щеке засохла слезинка.

А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвя­занный тряп­ками ребенок с пере­ло­ман­ными ребрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появ­ля­ется Эдвардc и накло­ня­ется над маленьким акро­батом. Чувству­ется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе видне­ется почти опорож­ненный графин.

Все вокруг погру­жа­ется во мрак и тишину. На следу­ющее утро в афише не указы­вался номер «гутта­пер­че­вого маль­чика» — его уже не было на свете.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 2.762 ms