На дне

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Пьеса содержит в себе как бы два парал­лельных действия. Первое — соци­ально-бытовое и второе — фило­соф­ское. Оба действия разви­ва­ются парал­лельно, не пере­пле­таясь. В пьесе суще­ствуют как бы два плана: внешний и внут­ренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принад­ле­жащем Михаилу Ивано­вичу Костылеву (54 года) и его жене Васи­лисе Карповне (26 лет), живут, по опре­де­лению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твер­дого соци­аль­ного статуса, а также рабо­та­ющие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, прости­тутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крюч­ники (возраст не назван). В доме появ­ля­ются Квашня, торговка пель­ме­нями (под 40 лет) и Медведев, дядя Васи­лисы, поли­цей­ский (50 лет). Между ними очень сложные отно­шения, часто завя­зы­ва­ются скан­далы. Васи­лиса влюб­лена в Ваську и подго­ва­ри­вает его убить своего пожи­лого мужа, чтобы быть едино­личной хозяйкой (во второй поло­вине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську аресто­вы­вают). Васька влюблен в Наталью, сестру Васи­лисы (20 лет); Васи­лиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провин­ци­альных театров по фамилии Сверчков-Заволж­ский) — полно­стью опустив­шиеся люди, пьяницы, картеж­ники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промо­тавший все состо­яние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ стара­ется зара­ба­ты­вать своим слесарным инстру­ментом; его жена Анна заболе­вает и нужда­ется в лекар­ствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окон­ча­тельно опус­ка­ется «на дно».

В разгар пьянок и скан­далов в ночлежке появ­ля­ется странник Лука, жале­ющий людей. Он обещает многим несбы­точное светлое будущее. Анне он пред­ре­кает загробное счастье. Актеру расска­зы­вает о бесплатной лечеб­нице для алко­го­ликов. Ваське и Наташе сове­тует уйти из дома и т. д. Но в самый напря­женный момент Лука факти­чески сбегает, оставив обна­де­женных людей. Актера это доводит до само­убий­ства. В финале ночлеж­ники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досад­ливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внут­ренний план. В пьесе стал­ки­ва­ются две фило­соф­ские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказав­ше­гося в тупике чело­ве­че­ства, которое к началу XX в. поте­ряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безна­деж­ности, отсут­ствия перспек­тивы, которое, в част­ности, выра­жают Актер и Бубнов (резонер-песси­мист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обес­силел, идет к концу. Сатин пред­по­чи­тает прини­мать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он пред­ла­гает бросить рабо­тать. Если все люди бросят рабо­тать, то что будет? «С голоду сдохнут...» — отве­чает Клещ, но тем самым он лишь раскры­вает бессмыс­ленную сущность труда, который направлен только на поддер­жание жизни, а не на привне­сение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзи­стен­ци­а­лист, человек, прини­ма­ющий абсурд­ность миро­здания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обна­жи­лась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придер­жи­ва­ется Лука. Он считает, что именно страшная бессмыс­лица жизни должна вызы­вать особую жалость к чело­веку. Если для продол­жения жизни чело­веку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука расска­зы­вает притчу об иска­теле праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и пове­сился (парал­лель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утеши­тель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыс­лице жизни, ибо он не знает своего буду­щего, он только странник в миро­здании, и даже земля наша в космосе стран­ница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появ­ление Луки прово­ци­рует Сатина на его монолог о Чело­веке, который он произ­носит, подражая голосу своего оппо­нента (прин­ци­пи­альная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать чело­века, но, сказав ему всю правду о бессмыс­лен­ности жизни, подвиг­нуть его к само­ува­жению и бунту против миро­здания. Человек, осознав трагедию своего суще­ство­вания, должен не отча­и­ваться, а, напротив, почув­ство­вать свою ценность. Весь смысл миро­здания — в нем одном. Другого смысла (например, христи­ан­ского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в чело­веке, все для чело­века».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.258 ms