Мещане

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

В зажи­точном доме прожи­вают Бессе­менов Василий Васи­льевич, 58 лет, стар­шина маляр­ного цеха, метящий депу­татом в город­скую думу от цехо­вого сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недоз­во­ленных студен­че­ских собра­ниях; дочь Татьяна, школьная учитель­ница, заси­дев­шаяся в неве­стах; воспи­танник Бессе­ме­нова Нил, маши­нист в желез­но­до­рожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлеб­ники;

Елена Нико­ла­евна Крив­цова — молодая вдова смот­ри­теля тюрьмы, снима­ющая в доме комнаты, и Степа­нида — кухарка, выпол­ня­ющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери даль­него родствен­ника Бессе­ме­нова Перчи­хина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учитель­ница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмо­сфере посто­янно разго­ра­ю­щихся и зати­ха­ющих скан­далов между Бессе­ме­новым и его детьми. Отец недо­волен непо­чти­тель­но­стью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «обра­зо­ван­ными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и рабо­тать на приумно­жение богат­ства отца. По мере развития действия стано­вится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослаб­ленной воли, потери инте­реса к жизни и т.д. Обра­зо­вание действи­тельно не пошло им на пользу; оно лишь запу­тало их, лишило воли к жизни и прочных мещан­ских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессе­ме­новых. В случае с Петром, по мнению Тете­рева, выпол­ня­ю­щего в пьесе свое­об­разную роль резо­нера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Крив­цову, в которую пока влюблен против воли роди­телей, неиз­бежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным меща­нином. В случае с Татьяной, которая безна­дежно влюб­лена в Нила, уже связан­ного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и оста­нется несчастной жертвой проти­во­речия между своими мещан­скими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчет­ливей всех выра­жает Нил, наиболее «прогрес­сивный» герой и, очевидно, будущий соци­а­лист-рево­лю­ци­онер, на что наме­кает Бессе­менов. Нил отра­жает близкую Горь­кому эсте­тику борьбы и труда, нераз­рывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопро­тив­ление. В то же время воля и целе­устрем­лен­ность Нила имеют обратную сторону: он безжа­ло­стен к влюб­ленной в него Татьяне и к воспи­тав­шему его Бессе­ме­нову.

Попутно в пьесе разво­ра­чи­ва­ются окра­инные сюжеты: любовь Тете­рева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьян­ства и скуки жизни; судьба Перчи­хина, чело­века не от мира сего, живу­щего только любовью к птицам и лесу; трагедия Крив­цовой, влюб­ленной в жизнь, но поте­рявшей в ней свое место. Наиболее инте­ресный из второ­сте­пенных персо­нажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физи­чески, и духовно) для той убогой жизни, хозя­е­вами которой пока явля­ются Бессе­менов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозя­е­вами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнан­ника жизни.

Пьеса закан­чи­ва­ется на траги­че­ской ноте. После неудав­шейся попытки покон­чить с собой Татьяна пони­мает свою обре­чен­ность и ненуж­ность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и разда­ется нестройный громкий звук...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 3.035 ms