Невский проспект

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Два молодых чело­века — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухле­сты­вают вечером за гуля­ю­щими по Невскому проспекту одино­кими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счет самую роман­ти­че­скую влюб­лен­ность. Они доходят до Литейной и, подняв­шись на верхний этаж ярко осве­щен­ного четы­рех­этаж­ного дома, оказы­ва­ются в комнате, где нахо­дятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом дога­ды­ва­ется, что попал в публичный дом. Небесный облик его избран­ницы никак не соот­но­сится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разго­вором. Пискарев в отча­янии выбе­гает на улицу.

Придя домой, долго не мог успо­ко­иться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немед­ленно быть у неё в доме. Пора­жен­ного Писка­рева привозят на бал, где среди танцу­ющих дам всех прекраснее его избран­ница. Они заго­ва­ри­вают, но её куда-то увле­кают, Пискарев тщетно её ищет по комнатам и... просы­па­ется у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позво­ляет ему обрести возлюб­ленную в своих грезах. Однажды ему пред­став­ля­ется его мастер­ская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? — думает он, очнув­шись. Он найдет её и женится на ней! Пискарев с трудом отыс­ки­вает нужный дом, и — о чудо! — именно она откры­вает ему дверь и мило сооб­щает, что, несмотря на два часа дня, только просну­лась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совер­шенно пьяной. Пискарев говорит семна­дца­ти­летней краса­вице о пучине разврата, в которую она погру­жена, рисует картины счаст­ливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презре­нием отка­зы­ва­ется, она смеется над ним! Пискарев броса­ется вон, где-то бродит, а вернув­шись домой, запи­ра­ется в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с пере­ре­занным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтин­ском клад­бище, и даже его прия­теля Пиро­гова нету на похо­ронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блон­динку, попа­дает в квар­тиру некоего жестян­щика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапож­ника Гофмана отре­зать ему сапожным ножом нос. Поме­шавший им в этом поручик Пирогов, наткнув­шись на грубость, рети­ру­ется. Но лишь для того, чтобы, вернув­шись наутро, продол­жить свое любовное приклю­чение с блон­динкой, оказав­шейся женой Шиллера. Он зака­зы­вает жестян­щику сделать себе шпоры и, поль­зуясь случаем, продол­жает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскре­сенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов явля­ется к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент явля­ется Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассер­женные ремес­лен­ники хватают пору­чика Пиро­гова за руки, за ноги и сотво­ряют над ним нечто столь грубое и невеж­ливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая руко­пись Гоголя, не пропу­щенная в этом месте цензурой, позво­ляет нам прервать свои догадки и узнать, что Пиро­гова — высекли! В бешен­стве поручик выле­тает из дома, суля жестян­щику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в конди­тер­скую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охла­дился, а отли­чив­шись вечером у прия­телей в мазурке, и вовсе успо­ко­ился.

Такое вот странное, непо­нятное проис­ше­ствие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 5.633 ms