Красный цветок

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Самый знаме­нитый рассказ Гаршина. Не являясь строго авто­био­гра­фи­че­ским, он тем не менее впитал личный опыт писа­теля, стра­дав­шего мани­а­кально-депрес­сивным психозом и пере­нес­шего острую форму болезни в 1880 г.

В губерн­скую психи­ат­ри­че­скую боль­ницу привозят нового паци­ента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непре­рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, пропи­санное врачом, неудер­жимо худеет. Он сознает, что он в сума­сшедшем доме. Человек обра­зо­ванный, он в значи­тельной степени сохра­няет свой интел­лект и свой­ства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в боль­нице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигант­ского пред­при­ятия, направ­лен­ного на уничто­жение зла на земле, и что другие выда­ю­щиеся люди всех времен, собрав­шиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем насту­пает лето, больные проводят целые дни в саду, возде­лывая грядки овощей и ухаживая за цвет­ником.

Неда­леко от крыльца больной обна­ру­жи­вает три кустика мака необык­но­венно яркого алого цвета. Герою вдруг пред­став­ля­ется, что в этих-то цветках и вопло­ти­лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь чело­ве­че­ства, и что его пред­на­зна­чение на земле — уничто­жить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подхо­дить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело­ве­че­ства, потому что до сих пор никто не осме­ли­вался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застает его чуть живым, так изму­чила героя борьба с ядови­тыми выде­ле­ниями крас­ного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длин­ными, похо­жими на змей ползу­чими пото­ками изви­ва­ется зло».

Эта борьба еще более обес­си­ли­вает боль­ного. Врач, видя крити­че­ское состо­яние паци­ента, тяжесть кото­рого усугуб­ля­ется непре­кра­ща­ю­щейся ходьбой, велит надеть на него смири­тельную рубаху и привя­зать к постели.

Больной сопро­тив­ля­ется — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто­жить зло. Он пыта­ется объяс­нить своим сторожам, какая опас­ность им всем угро­жает, если они не отпу­стят его, — ведь только он один в целом мире может побе­дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос­но­вения к нему. Сторожа сочув­ствуют ему, но не обра­щают внимания на преду­пре­ждения боль­ного.

Тогда он решает обма­нуть бдитель­ность своих сторожей. Сделав вид, что успо­ко­ился, он дожи­да­ется ночи и тут прояв­ляет чудеса ловкости и сооб­ра­зи­тель­ности. Он осво­бож­да­ется от смири­тельной рубахи и пут, отча­янным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб­ка­ется по каменной ограде. С оборван­ными ногтями и окро­вав­лен­ными руками он наконец доби­ра­ется до послед­него цветка.

Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и испол­нено горде­ли­вого счастья. В окоче­невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.459 ms