Художники

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Повест­во­вание ведется пооче­редно от имени двух худож­ников — Дедова и Ряби­нина, контрастно проти­во­по­став­ленных друг другу.

Дедов, молодой инженер, получив небольшое наслед­ство, остав­ляет службу, чтобы целиком посвя­тить себя живо­писи.

Он упорно рабо­тает, пишет и пишет пейзажи и совер­шенно счастлив, если ему удается запе­чат­леть на картине эффектную игру света. Кому и зачем будет нужен напи­санный им пейзаж — такого вопроса он себе не задает.

Товарищ Дедова по Петер­бург­ской академии худо­жеств Рябинин, напротив, все время муча­ется вопросом, нужна ли кому-нибудь его живо­пись, да и вообще — искус­ство?

Дедов и Рябинин часто возвра­ща­ются вместе после занятий в академии. Путь их лежит мимо пристани, загро­мож­денной частями различных метал­ли­че­ских конструкций и меха­низмов, и Дедов часто объяс­няет това­рищу их назна­чение. Как-то он обра­щает внимание Ряби­нина на огромный котел с разо­шед­шимся швом. Заходит разговор о том, как его чинить. Дедов объяс­няет, как дела­ются заклепки: человек садится в котел и держит заклепку изнутри клещами, напирая на них грудью, а снаружи что есть силы мастер колотит по заклепке молотом. «Ведь это все равно что по груди бить», — волну­ется Рябинин. «Все равно», — согла­ша­ется Дедов, объясняя, что рабочие эти быстро глохнут (за что и прозваны глуха­рями), долго не живут и полу­чают гроши, потому что для этой работы «ни навыка, ни искус­ства не требу­ется».

Рябинин просит Дедова пока­зать ему такого глухаря. Дедов согла­ша­ется свести его на завод, приводит в котельное отде­ление, и Рябинин сам влезает в огромный котел посмот­реть, как рабо­тает глухарь. Выле­зает он оттуда совер­шенно бледный.

Через несколько дней он решает писать глухаря. Дедов решения прия­теля не одоб­ряет — зачем умно­жать безоб­разное?

Рябинин меж тем исступ­ленно рабо­тает. Чем ближе к концу подви­га­ется картина, тем страшнее кажется худож­нику то, что он создал. Измож­денный, скор­чив­шийся в углу котла человек болез­ненно действует на Ряби­нина. Окажет ли он такое же действие на публику? «Убей их спокой­ствие, как ты убил мое», — закли­нает художник свое создание.

Наконец картина Ряби­нина выстав­лена и куплена. По традиции, живущей среди худож­ников, Рябинин должен устроить пирушку для това­рищей. Все поздрав­ляют его с успехом. Кажется, впереди у него блестящее будущее. Скоро — окон­чание академии, он бесспорный кандидат на золотую медаль, дающую право на четы­рех­летнее совер­шен­ство­вание за границей.

Ночью после пирушки Ряби­нину стано­вится плохо. В бреду ему кажется, что он снова на том заводе, где видел глухаря, что он сам что-то вроде глухаря и все его знакомые колотят по нему моло­тами, палками, кула­ками, так что он физи­чески чувствует, как страшный удар обру­ши­ва­ется на его череп.

Рябинин теряет сознание. Лежа­щего без памяти, его обна­ру­жи­вает квар­тирная хозяйка. Дедов отвозит Ряби­нина в боль­ницу и наве­щает его. Рябинин посте­пенно выздо­рав­ли­вает. Медаль упущена — Рябинин не успел пред­ста­вить конкурсную работу. Дедов же свою медаль получил и искренне сочув­ствует Ряби­нину — как пейза­жист, он с ним не конку­ри­ровал. На вопрос Дедова, намерен ли Рябинин участ­во­вать в конкурсе на будущий год, Рябинин отве­чает отри­ца­тельно.

Дедов уезжает за границу — совер­шен­ство­ваться в живо­писи. Рябинин же бросает живо­пись и посту­пает в учитель­скую семи­нарию.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.754 ms