Дон Жуан, или Любовь к геометрии

Краткое содержание рассказа
Читается за 9 минут(ы)

Действие разво­ра­чи­ва­ется в Севилье в «эпоху красивых костюмов». Отец Дон Жуана, Тенорио, сетует отцу Диего на то, что его сын, двадца­ти­летний молодой человек, совер­шенно не инте­ре­су­ется женщи­нами. Душа его всецело принад­лежит геометрии. И даже в публичном доме он играет в шахматы. Разговор этот проис­ходит во время маска­рада, пред­ше­ству­ю­щего свадьбе Дон Жуана и донны Анны, дочери дона Гонсало, коман­дора Севильи. Дон Гонсало пообещал свою дочь Дон Жуану как герою Кордовы: тот измерил длину враже­ской крепости, чего не смог сделать никто другой.

Входит пара в масках. Девушка целует руки моло­дому чело­веку, уверяя, что узнала их; она видела, как Дон Жуан играл в шахматы в публичном доме, и она, Миранда, полю­била его. Молодой человек уверяет, что он не Дон Жуан. Увидев за колонной насто­я­щего Дон Жуана, Миранда убегает. Дон Жуан призна­ется моло­дому чело­веку, который оказы­ва­ется его другом Роде­риго, что, пока свободен, хочет уехать, потому что не может поклясться донне Анне в вечной любви, он мог бы полю­бить любую встречную девушку. Сказав это, Дои Жуан скры­ва­ется в темном парке.

Входят отец Диего и донна Анна без масок. После недол­гого разго­вора со священ­ником, в котором девушка призна­ется, что боится выхо­дить замуж, она пере­пры­ги­вает через балю­страду, через которую неза­долго перед тем пере­прыгнул Дон Жуан, и исче­зает в темном парке, чтобы не встре­титься с Дон Жуаном.

Миранда тем временем рыдает перед Селе­стиной, хозяйкой публич­ного дома, призна­ваясь ей в безумной любви к Дон Жуану. Селе­стина сердится и говорит, что шлюхи «душев­но­стью не торгуют» и влюб­ляться не должны, но Миранда не может себя побо­роть.

На следу­ющий день донна Инее, подружка невесты, приче­сы­вает донну Анну, сидящую в подве­нечном платье. Все волосы у той влажные, в них попа­да­ется трава и земля. Донна Анна расска­зы­вает донне Инее, что ночью в парке встре­тила юношу, и впервые познала с ним любовь. Только его одного она считает своим женихом и с нетер­пе­нием ждет ночи, чтобы, как дого­во­ри­лись молодые люди, вновь встре­титься в парке.

Дон Гонсало и отец Диего торопят девушек. Свадьба начи­на­ется. Входят донна Эльвира, мать невесты, отец Дон Жуана, дон Роде­риго, три кузена невесты и остальные. Когда с донны Анны снимают фату, Дон Жуан теряет дар речи. На вопрос отца Диего, готов ли Дон Жуан поклясться в том, что, пока он жив, его сердце оста­нется верным любви к донне Анне, Дон Жуан отве­чает, что не готов. Вчера ночью они с донной Анной случайно встре­ти­лись в парке и полю­били друг друга, и сегодня ночью Дон Жуан хотел ее похи­тить. Но он никак не ожидал, что девушка окажется его неве­стой, той, которая должна была ждать одного его. Теперь он не знает, кого на самом деле любит, и уже даже себе не верит. Он не хочет давать ложную клятву и желает уйти. Дон Гонсало соби­ра­ется вызвать его на дуэль. Донна Эльвира пыта­ется его успо­коить. Дон Жуан уходит, а донна Анна напо­ми­нает ему о пред­сто­ящем свидании. Ее отец броса­ется в погоню за женихом, прика­зы­вает трем кузенам окру­жить парк и спустить всех собак. Все, кроме донны Эльвиры, уходят. Она считает, что Дон Жуан просто чудо. Вбегает сам виновник скан­дала, он грозит убить всю свору и вовсе не соби­ра­ется жениться. Донна Эльвира увле­кает его в свою спальню. Вернув­шийся Тенорио видит, как донна Эльвира и Дон Жуан, обняв­шись, убегают. Тенорио в ужасе. С ним случа­ется сердечный удар, и он умирает. Селе­стина тем временем наря­жает Миранду в свадебное платье. Миранда хочет пред­стать перед Дон Жуаном в облике донны Анны. Пусть он только раз в жизни примет ее за свою невесту, опустится перед ней на колени и покля­нется, что любит только это лицо — лицо донны Анны, ее лицо. Селе­стина же уверена, что Миранду постигнет неудача.

В пред­рас­светные сумерки Дон Жуан сидит на ступеньках лест­ницы и ест куро­патку. Вдали слышен лай собак. Входит дон Роде­риго. Он всю ночь блуждал по парку в надежде разыс­кать друга, пока тот прыгал из спальни в спальню. У пруда он видел его невесту, она то часами сидела непо­движно, то потом вдруг срыва­лась с места и бродила по берегу. Она уверена, что Дон Жуан на маленьком островке, и ее невоз­можно разубе­дить. Роде­риго считает, что Дон Жуану необ­хо­димо с ней пого­во­рить. Дон Жуан же сейчас не может гово­рить о чувствах, которых не испы­ты­вает. Един­ственное, что он сейчас чувствует, — это голод. Заслышав шум шагов, друзья прячутся.

Входят трое кузенов, они все в крови, оборванны и обес­си­ленны. Дон Гонсало узнает от них, что у них не было другого выхода и они убили собак, потому что псы на них набро­си­лись. Дон Гонсало в ярости. Он намерен отомстить Дон Жуану еще и за смерть собак.

Дон Жуан соби­ра­ется сейчас же поки­нуть замок, ибо он стра­шится «трясины чувств». Он призна­ется, что благо­го­веет лишь перед геомет­рией, ибо перед гармо­нией линий рассы­па­ются в прах все чувства, что так часто смущают людские сердца. В геометрии не бывает капризов, из которых слага­ется чело­ве­че­ская любовь. Что спра­вед­ливо сегодня, спра­вед­ливо и завтра, и все оста­нется таким же спра­вед­ливым, когда его уже не будет. Он уезжает и уверен, что его невесту утешит другой, и на прощание сооб­щает другу, что провел ночь у его невесты, донны Инес. Роде­риго не верит. Жуан говорит, что пошутил. Роде­риго созна­ется, что если бы это оказа­лось правдой, то убил бы себя.

По лест­нице спус­ка­ется женщина, одетая в белое, лицо ее скрыто черной вуалью. Дон Жуан удивлен, зачем она пришла, ведь он же бросил ее. Он сооб­щает ей, думая, что перед ним донна Анна, что провел ночь у ее матери, потом посетил вторую спальню, затем третью. Все женщины в объя­тиях мужчины одина­ковы, но у третьей женщины было то, чего никогда не будет у всех остальных: она была неве­стой его един­ствен­ного друга. Донна Инес и Дон Жуан до самых петухов вкушали сладость собственной низости. Роде­риго в смятении убегает. Дон Жуан видит, что донна Анна все еще верит в его любовь, и прощает его. Дон Жуан убежден теперь, что они поте­ряли друг друга, чтобы вновь встре­титься, и теперь всю жизнь будут вместе, мужем и женой.

Входит дон Гонсало и сооб­щает, что дон Роде­риго только что заколол себя, и перед смертью проклял Дон Жуана. Дон Гонсало хочет драться с Дон Жуаном, но тот, потря­сенный вестью, раздра­женно отма­хи­ва­ется от шпаги дона Гонсало, как от назой­ливой мухи. Дон Гонсало, сраженный молние­носным ударом, умирает. Входит отец Диего, держа в руках тело утопив­шейся донны Анны.

Другая невеста снимает фату, и Дон Жуан видит, что это Миранда. Он просит похо­ро­нить бедное дитя, но не крестится и не плачет. Теперь он больше ничего не боится и намерен посо­стя­заться с небе­сами.

В следу­ющем акте Дон Жуану уже трид­цать три года, к этому времени он убил многих мужей, которые подка­ра­у­ли­вали его и сами лезли на шпагу. Вдовушки же охоти­лись на Дон Жуана, чтобы он их утешил. Слава о нем гремит по всей Испании. Все это Дон Жуану опро­ти­вело, он решает изме­нить свою жизнь, пригла­шает епископа и угова­ри­вает его дать ему келью в мужском мона­стыре с видом на горы, где бы он спокойно мог зани­маться геомет­рией. В обмен на это он пред­ла­гает распу­стить молву по всей стране, что его, заяд­лого греш­ника, поглотил Ад. Для этого он приго­товил все деко­рации: подкупил Селе­стину, которая пере­оде­лась статуей коман­дора для того, чтобы взять Дон Жуана за руку и спуститься с ним в заранее обустро­енный люк, откуда пойдет дым, а также пригласил свиде­тельниц — нескольких соблаз­ненных им дам. Епископ оказы­ва­ется доном Бадь­та­саром Лопесом, одним из обма­нутых мужей, и убеж­дает пришедших дам, что все проис­хо­дящее у них на глазах — чистый спек­такль. Они не верят ему и в страхе крестятся. Слух о смерти Дон Жуана благо­по­лучно разно­сится по стране, а дон Лопес, безре­зуль­татно попы­тав­шийся дока­зать, что это ложь, накла­ды­вает на себя руки.

Дон Жуан вынужден согла­ситься с пред­ло­же­нием Миранды, теперь герцо­гини Рондской, владе­лицы соро­ка­че­ты­рех­ком­нат­ного замка, жениться на ней и жить за оградой ее замка, чтобы никто его не видел. В конце концов Миранда сооб­щает Дон Жуану, что у нее будет от него ребенок.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.754 ms