Недоросль

Краткое содержание рассказа
Читается за 12 минут(ы)

Деревня поме­щиков Проста­ковых. Госпожа Проста­кова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её люби­мому сыну, шест­на­дца­ти­лет­нему недо­рослю Митро­фа­нушке. Тришка оправ­ды­ва­ется тем, что не учился порт­няж­ному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, неда­лёкий и послушный жене человек, выска­зы­вает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скоти­нину, брату Проста­ковой, кажется, что кафтан «сшит изряд­не­хонько».

Сам же кафтан — обновка Митро­фа­нушке к сговору Скоти­нина с Софьей, дальней родствен­ницей Проста­ковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она оста­лась круглой сиротой. Проста­ковы взяли её к себе, чтобы «надзи­рать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протя­жении долгого времени о нём не было никаких изве­стий, и Проста­ковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завла­деть её дере­вень­ками, но потому, что в этих дере­веньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Старо­дума. Госпожа Проста­кова, услышав об этом, крайне раздра­жена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Проста­кова обви­няет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но прове­рить утвер­ждение она не может, ибо негра­мотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выру­чает посто­ялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум изве­щает племян­ницу, что делает её наслед­ницей своего состо­яния, нажи­того им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Проста­кова пора­жена этим изве­стием. У неё возни­кает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митро­фана.

Через деревню Проста­ковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встре­чает здесь своего старого друга, Прав­дина. Тот расска­зы­вает, что состоит членом намест­ни­че­ского прав­ления. Правдин объез­жает округ и особенно обра­щает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обра­ща­ются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Проста­ковых.

Милон же расска­зы­вает, что он влюблён и более полу­года нахо­дится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюб­ленная оста­лась сиротой и какие-то дальние родствен­ники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюб­ленную — это Софья.

Влюб­ленные рады встрече. Но Софья расска­зы­вает, что госпожа Проста­кова хочет выдать её замуж за Митро­фа­нушку. Милона терзает ревность. Правда, она осла­бе­вает, когда он узнает побольше о своём «сопер­нике».

Прохо­дящий мимо Скотинин бесце­ре­монно заяв­ляет о своих видах на Софью. Правдин расска­зы­вает ему о планах госпожи Проста­ковой. Скотинин в бешен­стве. На глаза ему попа­да­ется Митрофан, кото­рого ведёт учиться няня Ереме­евна. Дядя желает объяс­ниться с племян­ником и уж было набра­сы­ва­ется на него с кула­ками. Но Ереме­евна засло­няет собою Митро­фа­нушку и прого­няет Скоти­нина.

Приходят учителя Митро­фа­нушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафну­тьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недо­учив­шийся в семи­нарии, учит Митро­фана грамоте по Часо­слову и Псал­тыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель ариф­ме­тики.

Митрофан отка­зы­ва­ется учиться. Он жалу­ется матери, что после дядюш­киной «таски» ему не идёт на ум ученье. Ереме­евна расска­зы­вает о столк­но­вении со Скоти­ниным. Проста­кова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накор­мить обедом и вновь прислать. Госпожа недо­вольна Ереме­евной: та «не впилась в харю» Скоти­нину и «не раздер­нула ему рыла по уши». Проста­кова соби­ра­ется по-своему «пере­ве­даться» с братцем. Усердная Ереме­евна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приез­жает Стародум. Прежде чем пока­заться хозя­евам, он бесе­дует со старым знакомым, Прав­диным. Стародум вспо­ми­нает о своём отце, служившем Петру Вели­кому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы осво­бо­дить свою племян­ницу от «невежд без души». Он был вынужден поки­нуть государ­ственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подру­жился с молодым графом. По объяв­лении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого укло­нился. И вскоре после этого граф был произ­ведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петер­бург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встре­ча­ется с Софьей и обещает увезти племян­ницу от Проста­ковых. Разговор прерван появ­ле­нием Проста­ковой и Скоти­нина. Сестра с братом дерутся, а Милон разни­мает их. Старо­дума эта сцена забав­ляет. Госпожа Проста­кова раздра­жена весе­льем незна­комца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый рабо­лепный и угод­ливый. Она хочет подо­льститься к бога­тому родствен­нику и поспо­соб­ство­вать этим женитьбе Митро­фа­нушки на Софье.

Но Стародум обещает на следу­ющее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «моло­дого чело­века больших досто­инств». Это изве­стие повер­гает всех в уныние, а Софья «кажется пора­женною». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достой­ного жениха — всецело в её воле. Это всем возвра­щает надежду. Госпожа Проста­кова хвалится перед Старо­думом обра­зо­ва­нием Митро­фа­нушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Враль­маном, кото­рого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям — десять). Вральман учит Митро­фана «по-фран­цузски и всем наукам». Но главное — он «ребенка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печа­лятся о том, что учение идёт не очень успешно. Ариф­ме­тике Митрофан учится третий год, а «трёх пере­честь не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман пота­кает лени­вому ученику и мешает учебе.

Госпожа Проста­кова угова­ри­вает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митро­фану две задачи. Но мать вмеши­ва­ется и не даёт решить их. Вообще ариф­ме­тика пред­став­ля­ется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафну­тьича хоро­шо­хонько». Прихо­дится Цыфир­кину закон­чить занятие. Его место засту­пает Кутейкин. Митрофан бессмыс­ленно повто­ряет за ним строки из Часо­слова. Тут появ­ля­ется Вральман. Он объяс­няет госпоже Проста­ковой, что излишне наби­вать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обой­тись и без россий­ской грамоты, и без ариф­ме­тики. Митро­фа­нушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпус­кает Митро­фана порез­виться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Враль­мана. Отставной сержант зама­хи­ва­ется доскою, а дьячок — Часо­словом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фене­лона о воспи­тании девиц. Стародум бесе­дует с ней о добро­де­тели. Он полу­чает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племян­ника на Софье. Заго­ва­ривая с Софьей о её заму­же­стве, Стародум вновь заме­чает, что она смущена... Тут появ­ля­ются Правдин и Милон. Правдин пред­став­ляет Милона Старо­думу. Оказы­ва­ется, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеж­да­ется, что имеет дело с достойным чело­веком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склон­ности» с девушкой. Стародум с радо­стью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претен­денты на руку Софьи ничего не ведают и не остав­ляют своих надежд. Скотинин прини­ма­ется гово­рить о древ­ности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Проста­кова пред­ла­гает Старо­думу посмот­реть, как Митро­фа­нушка выучен. Софьин дядюшка изоб­ра­жает, будто в восторге от Митро­фа­нуш­киной учёности. Однако он отка­зы­вает и Скоти­нину, и Митро­фа­нушке, сообщив, что Софья уже сгово­рена. Он объяв­ляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Проста­кова решает, что до этого времени она успеет «поста­вить на своем». Она расстав­ляет по дому «часовых».

Правдин полу­чает пакет; ему пред­пи­сано взять в опеку дом и деревни Проста­ковых при первом же случае, когда нрав Проста­ковой будет угро­жать безопас­ности подвластных ей людей. Правдин расска­зы­вает об этом Старо­думу. Их разговор прерван шумом...

Люди Проста­ковой тащат сопро­тив­ля­ю­щуюся Софью к карете — венчаться с Митро­фа­нушкой. Милон, заставший эту сцену, осво­бож­дает невесту. Правдин грозит, что Проста­кова пред­станет перед судом как «нару­ши­тель­ница граж­дан­ского спокой­ства». Госпожа Проста­кова бурно раска­и­ва­ется в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Проста­кова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произо­шедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объяв­ляет, что по прави­тель­ствен­ному указу он прини­мает в опеку дом и деревни Проста­ковых.

Скотинин подобру-поздо­рову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Проста­кова просит Прав­дина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не согла­ша­ется. Он зовет учителей, чтобы рассчи­таться с ними. Ереме­евна приводит Кутей­кина, Цыфир­кина и Враль­мана. Правдин отпус­кает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему запла­тили за ученье, за стоп­танные сапоги... А Цыфиркин отка­зы­ва­ется от платы, потому что Митро­фа­нушка ничему не научился. За такое вели­ко­душие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутей­кину Правдин пред­ла­гает рассчи­таться с самой госпожой. Тот в ужасе воскли­цает: «От всего отсту­паюсь». Во Враль­мане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказы­ва­ется, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум согла­ша­ется опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон соби­ра­ются уезжать. Проста­кова обни­мает Митро­фа­нушку: «Один ты у меня остался...» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отпра­вить Митро­фана на службу. Очнув­шись, госпожа Проста­кова причи­тает: «Погибла я совсем...» А Стародум, указывая на неё, произ­носит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.621 ms