Страна негодяев

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Действие проис­ходит на Урале в 1919 г. Главный герой поэмы — бандит Номах, роман­ти­че­ский персонаж, бунтарь-анар­хист, нена­ви­дящий «всех, кто жиреет на Марксе». Он пошел когда-то за рево­лю­цией, надеясь, что она принесет осво­бож­дение всему роду чело­ве­че­скому, и эта анар­хи­че­ская, крестьян­ская мечта близка и понятна Есенину. Номах выска­зы­вает в поэме его заветные мысли: о любви к буре и нена­висти к той рутинной, абсо­лютно нерус­ской, искус­ственной жизни, которую навя­зали России комис­сары. Потому и образ «поло­жи­тель­ного» комис­сара Рассве­това у Есенина выходит бледен.

Рассветов проти­во­по­ставлен Номаху, но в главном един с ним. Номах, в котором ясно угады­ва­ется Махно, Номах, гово­рящий о том, что по всей России множатся банды таких же обма­нутых, как он, — готов и на убий­ство, и на захват власти. Никаких нрав­ственных тормозов у него нет. Но совер­шенно аморален и Рассветов, который в моло­дости побывал на Клон­дайке, провернул там биржевую аван­тюру (выдал скалу за золо­то­носную и сорвал куш после биржевой паники) и уверен, что любые обманы хороши, если бедные обма­ны­вают богатых. Так что чекисты, которые ловят Номаха, ничем не лучше его.

Номах устра­и­вает набеги на поезда, идущие по ураль­ской линии. Бывший рабочий, а ныне добро­волец Зама­рашкин стоит на карауле. Здесь проис­ходит его диалог с комис­саром Чеки­стовым, который хает Россию на чем свет стоит — за голод, за дикость и звер­ство народа, за темноту русской души и русской жизни... Номах появ­ля­ется, как только Зама­рашкин оста­ется один на посту. Сначала он пыта­ется зама­нить его в банду, потом связы­вает, похи­щает фонарь и с этим фонарем оста­нав­ли­вает поезд. В поезде Рассветов с двумя другими комис­са­рами — Чариным и Лобком — Расска­зы­вает о будущей амери­ка­ни­зи­ро­ванной России, о «стальной клизме», которую надо поста­вить её насе­лению... После того как Номах грабит поезд, заби­рает все золото и взры­вает паровоз, Рассветов лично возглав­ляет его поиск. В притоне, где пьют бывшие бело­гвар­дейцы и курят опий бандиты, Номаха высле­жи­вает китаец-сыщик Литза-хун. Автор пыта­ется пока­зать в поэме те главные движущие силы русской жизни, которые обозна­чи­лись к началу двадцатых годов: тут и еврей Чеки­стов, насто­ящая фамилия кото­рого — Лейбман, а заветная мечта — евро­пе­и­зи­ро­вать Россию; тут и «сочув­ству­ющий» добро­волец Зама­рашкин, кото­рому равно симпа­тичны и комис­сары, и Номах; тут и комис­сары приисков, верящие в то, что Россию можно поста­вить на дыбы и сделать процве­та­ющей державой... Но стихийной воль­ницы, стихийной мощи во всех этих персо­нажах нет. Она оста­лась только в Номахе и в повстанце Барсуке. Их триумфом и закан­чи­ва­ется поэма: Номах и Барсук уходят из чекист­ской засады в Киеве.

Есенин не дает ответа на вопрос, кто нужен теперь России: абсо­лютно безнрав­ственный, но волевой и реши­тельный Рассветов или такой же сильный, но стихийно свободный Номах, не призна­ющий никакой власти и никакой государ­ствен­ности. Ясно одно: ни Чеки­стову, ни безликим Чарину и Лобку, ни китайцу Литза-хуну с Россией не сделать ничего. А моральная победа оста­ется за Номахом, который в финале не случайно прячется за порт­ретом Петра Вели­кого и наблю­дает за чеки­стами через его глаз­ницы.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 2.42 ms