Самоубийца

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Действие пьесы проис­ходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семе­нович Подсе­каль­ников, безра­ботный, ночью будит жену Марью Лукья­новну и жалу­ется ей на то, что он голоден. Марья Лукья­новна, возму­щенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она рабо­тает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее пред­ла­гает Семену Семе­но­вичу ливерной колбасы, остав­шейся от обеда, но Семен Семе­нович, обиженный словами жены, от колбасы отка­зы­ва­ется и выходит из комнаты. Мария Лукья­новна и её мама Сера­фима Ильи­нична, опасаясь, как бы выве­денный из равно­весия Семен Семе­нович не покончил с собой, ищут его по всей квар­тире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Алек­сандру Петро­вичу Кала­буш­кину, просят его выло­мать дверь. Однако выяс­ня­ется, что в туалете был вовсе не Подсе­каль­ников, а старушка-соседка.

Семена Семе­но­вича находят на кухне в тот момент, когда он засо­вы­вает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукья­новна падает в обморок, а Кала­бушкин пред­ла­гает Подсе­каль­ни­кову отдать ему револьвер, и тут Семен Семе­нович с изум­ле­нием узнает, что он соби­ра­ется стре­ляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» — недо­уме­вает Подсе­каль­ников и полу­чает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окон­ча­тельно выве­денный из себя Подсе­каль­ников выго­няет Кала­буш­кина, выни­мает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцов­скую бритву и пишет пред­смертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

К Подсе­каль­ни­кову явля­ется Аристарх Доми­ни­кович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе пред­смертную записку и пред­ла­гает ему, если уж он все равно стре­ля­ется, оста­вить другую записку — от имени русской интел­ли­генции, которая молчит, потому что её застав­ляют молчать, а мерт­вого молчать не заста­вишь. И тогда выстрел Подсе­каль­ни­кова разбудит всю Россию, его портрет поме­стят в газетах и устроят ему гран­ди­озные похо­роны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клео­патра Макси­мовна, которая пред­ла­гает Подсе­каль­ни­кову застре­литься из-за нее, потому что тогда Олег Леони­дович бросит Раису Филип­повну. Клео­патра Макси­мовна увозит Подсе­каль­ни­кова к себе писать новую записку, а в комнате появ­ля­ются Алек­сандр Петрович, мясник Никифор Арсен­тьевич, писа­тель Виктор Викто­рович, священник отец Елпидий, Аристарх Доми­ни­кович и Раиса Филип­повна. Они упре­кают Алек­сандра Петро­вича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсе­каль­ников оставил пред­смертную записку опре­де­лен­ного содер­жания. Кала­бушкин демон­стри­рует множе­ство разно­об­разных записок, которые будут пред­ло­жены неза­бвен­ному покой­нику, а уж какую он из них выберет — неиз­вестно. Полу­ча­ется, что одного покой­ника на всех мало. Виктор Викто­рович вспо­ми­нает Федю Питу­нина — «заме­ча­тельный тип, но с какой-то груст­нотцой — надо будет заро­нить в него червячка». Появив­ше­муся Подсе­каль­ни­кову объяв­ляют, что стре­ляться он должен завтра в двена­дцать часов и ему устроят гран­ди­озные проводы — закатят банкет.

В ресто­ране летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доми­ни­кович произ­носит речь, прослав­ля­ющую Подсе­каль­ни­кова, который посто­янно спра­ши­вает, который час, — время неуклонно прибли­жа­ется к двена­дцати. Подсе­каль­ников пишет пред­смертную записку, текст которой подго­товлен Аристархом Доми­ни­ко­вичем.

Сера­фима Ильи­нична читает адре­со­ванное ей письмо от зятя, в котором он просит её осто­рожно преду­пре­дить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукья­новна рыдает, в это время в комнату входят участ­ники банкета, которые начи­нают её утешать. Пришедшая с ними порт­ниха тут же снимает с нее мерку для пошива траур­ного платья, а модистка пред­ла­гает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукья­новна воскли­цает: «Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неиз­вестных вносят безжиз­ненное тело мерт­вецки пьяного Подсе­каль­ни­кова, который, придя в себя, вооб­ра­жает, что он на том свете. Через неко­торое время с огром­ными венками явля­ется мальчик из бюро похо­ронных процессий, а затем приносят гроб. Подсе­каль­ников пыта­ется застре­литься, но не может — смелости не хватает; услышав прибли­жа­ю­щиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совер­шает отпе­вание.

На клад­бище у свеже­вы­рытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присут­ству­ющих утвер­ждает, что Подсе­каль­ников застре­лился за то дело, которое он отста­и­вает: из-за того, что закры­вают церкви (отец Елпидий) или мага­зины (мясник Никифор Арсен­тьевич), за идеалы интел­ли­генции (Гранд-Скубик) или искус­ства (писа­тель Виктор Викто­рович), а каждая из присут­ству­ющих дам — Раиса Филип­повна и Клео­патра Макси­мовна — утвер­ждает, что покойник стре­лялся из-за нее. Растро­ганный их речами Подсе­каль­ников неожи­данно для всех встает из гроба и объяв­ляет, что очень хочет жить. Присут­ству­ющие недо­вольны таким реше­нием Подсе­каль­ни­кова, однако он, вынув револьвер, пред­ла­гает любому занять его место. Жела­ющих не нахо­дится. В эту минуту вбегает Виктор Викто­рович и сооб­щает, что Федя Питунин застре­лился, оставив записку: «Подсе­каль­ников прав. Действи­тельно жить не стоит».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.659 ms